Тема 8. Основные элементы культуры государственного и муниципального служащего
профессиональная компетентность: критерии компетентности руководителя на государственной и муниципальной службе, культура принятия и исполнения управленческого решения как показатель профессиональной компетенции, культурные начала технологии государственного управления и местного самоуправления;
коммуникативно-информационная культура;
культура организации на государственной и муниципальной службе;
роль правовой культуры в государственном и муниципальном управлении.
Профессиональная компетентность – необходимое условие доступа к государственной и муниципальной службе, залог успешной реализации должностными лицами компетенции соответствующего органа власти, исходя из юридически установленных для исполняемой должности функций и полномочий.
Критерии компетентности руководителя на государственной и муниципальной службе
осознание, понимание, способность выражать государственные интересы в настоящем, а также в перспективе, исходя из умения согласовывать публичные и частные устремления в соответствии с требованиями Конституции и законодательства РФ, руководствуясь высокой профессиональной этикой и чувством гражданской ответственности. Кроме этого – профильные для той или иной должности профессиональные знания, владение теорией управления, умение оценивать тенденции экономического развития в стране и в мире, знание одного или двух иностранных языков;
в сфере стратегии и методологии управления: умение пользоваться инструментарием стратегического целеполагания и мышления, способность разрабатывать стратегию развития, исходя из учета имеющихся альтернатив, а также оценки последствий возможных и реально принимаемых решений, владение методами дидактики, позволяющими реализовать поставленные цели, рационально налаживая системы информации и коммуникации;
комплекс показателей управленческой компетенции в социальных вопросах: разъяснять сотрудникам цели, содержание работы, допуская их к участию в разработке стратегии развития, способность управлять процессами коммуникации в организации посредством поддержки процессов самоорганизации коллектива сотрудников, умение решать кадровые вопросы и нести за это ответственность, содействие повышению квалификации сотрудников и росту их профессионализма, чувство общественно-политической ответственности за собственную деятельность и работу возглавляемой организации, умение представлять цели учреждения в нем самом и за его пределами;
показатели личной компетенции руководителя на государственной и муниципальной службе: духовность и нравственность, воля, гражданское мужество, разносторонняя и глубокая образованность, позволяющая анализировать явления и процессы в их взаимосвязи, взаимодействии, умение разбираться в людях, способность к сотрудничеству и коллективной работе, желание создать новое и творчески трудиться, обладание интуицией и визуализацией прогнозируемого, а также силой личного воздействия.
Исполнение управленческого решения как показатель профессиональной компетенции – смысл управленческого решения состоит в управленческом воздействии, вследствие которого происходят реальные перемены, возникают новые связи, переводятся процессы из одного состояния в другое, управляемые объекты начинают функционировать в оптимальном режиме.
Культурные начала технологии государственного управления и местного самоуправления включают в себя: культуру подготовки, принятия, реализации управленческого решения, особенно контроля за его эффективностью. Она тесно связана с таким показателем управленческой компетентности, как владение инновационными социальными технологиями. Их суть состоит в системном соединении научного знания, управленческого опыта и искусства, потребностей и интересов общества, целей и функций государственного и муниципального управления, благодаря чему отлаживается эффективное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем.
Коммуникативно-информационная культура – умение общаться быстрее, эффективнее и результативнее, осваивая все больший объем информации, необходимой для экономического и социального прогресса, духовно-культурного и научно-технического развития, для демократического преобразования государства и общества.
Культура организации на государственной и муниципальной службе – внутреннее согласование различных проявлений организационной культуры не только всего управленческого корпуса, но и отдельных должностных лиц. Организационная структура государственного управления – это особое государственно-правовое явление, которое является не только совокупностью органов исполнительной власти, традиционно занимающихся исключительно управлением, но и представляет собой систему организационных связей, влияющих на управление.
Роль правовой культуры в государственном и муниципальном управлении – государственное и муниципальное управление – есть правовая форма профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, суть государственных дел заключается в законоустановлении права и правоустановлении законов в каждом общественном отношении субъектов права по реализации их интересов.
- Введение
- I. Содержание дисциплины
- Основные понятия дисциплины «Этика и культура управления»
- 1.2. Нравственность и другие формы общественного сознания
- Нравственность и искусство
- Нравственность и политика
- Нравственность и религия
- Нравственность и наука
- Нравственность и экономика
- Нравственность и право
- 1.3. Профессиональная этика
- Виды профессиональной этики
- Этика бизнеса и деловых отношений
- Экономическая этика
- 1.4. Этика государственного служащего
- 1.5. Трудовая этика и приверженность работников своей организации
- Основные составляющие трудовой этики
- Уровни рассмотрения трудовой этики
- Трудовая этика как внутренний регулятор организационного поведения
- Институционализация этики
- Создание и применение кодексов
- Наше сrеdо
- Пути и методы оказания влияния па трудовую этику и мораль подчиненных
- 1.6. Культура управления
- Виды и разновидности культуры управления
- Методы измерения культурного уровня
- Управление «культурными изменениями»
- Управление изменениями
- Типы руководителей-изменителей
- Преодоление сопротивления изменениям
- Тактика изменений, начиная с подразделений, большинство сотрудников которых составляют сторонники Плюсы:
- Минусы:
- II. Организационно - методические указания
- 2.1. Лекционный курc
- Тема 1. Этика и культура управления как учебная дисциплина. Этика, мораль, нравственность
- Тема 2. Основные категории этики
- Тема 3. Нравственное воспитание и нравственное поведение личности
- 2.2. Планы семинарских занятий
- Семинар 1. Этика и культура управления как учебная дисциплина. Этика, мораль, нравственность.
- Семинар 2. Основные категории этики
- Семинар 3. Нравственное воспитание и нравственное поведение личности
- Семинар 4. Профессиональная этика. Трудовая этика.
- Семинар 6. Культура демократии и этика власти
- Семинар 7. Основные элементы культуры государственного и муниципального служащего
- Семинар 8. Нравственно – психологические аспекты культуры государственного и муниципального служащего
- Семинар 9. Культура управления
- 2. 3. Организация самостоятельной работы студентов Характеристика самостоятельной работы студентов
- Тематика рефератов по курсу «Этика и культура управления»
- Методические рекомендации для написания контрольной работы по дисциплине «Этика и культура управления» для студентов-заочников
- Темы контрольных работ
- Примерная тематика курсовых и дипломных работ
- Подготовка к написанию курсовой и дипломной работы (рекомендации кафедры гму и с)
- Инновационные формы обучения и творческие задания
- Тема 1. Этика управления
- Тема 2. Этические регуляторы в управлении
- Тема 3. Этика бизнеса и профессиональная этика менеджера
- Тема 4. Этические модели управления конфликтами
- Литература для анализа ситуаций
- III. Информационно – методическое обеспечение дисциплины Библиографический список
- 3.1. Основной
- 3.2. Дополнительный
- 3.3. Электронные источники информации
- Методический материал для подготовки к зачету по дисциплине «Этика и культура управления»
- Тема 1. Этика, мораль, нравственность
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Нравственное воспитание в жизни общества
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Основные категории этики
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Система морали
- Вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Профессиональная этика
- Задание
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. Культура управления
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 7. Трудовая этика и приверженность работников своей организации
- Задание
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Основные элементы культуры государственного и муниципального служащего
- Вопросы и задания
- Список литературы
- Тема 9. Нравственно – психологические аспекты культуры государственного и муниципального служащего
- Вопросы и задания
- Список литературы
- Оглавление
- 1.1.. Основные понятия дисциплины «Этика и культура управления»………………………………………………. .7