logo search
Психология общения

33. Культура деловых споров и дисскусий.

Каждый деловой человек, в какой бы деятельности он ни был

специалистом, должен уметь компетентно и плодотворно обсуж-

дать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргу-

ментированно отстаивать свою точку зрения и опровергать мнения

оппонента, владеть всеми жанрами полемического мастерства. Это

нужно адвокату во время защиты клиента и менеджеру, ведущему

совещание или дискуссию, и специалисту по переговорам, и поли-

тику, общающемуся с прессой, с представителями общественности.

В процессе профессионального общения приходится отстаивать

свою точку зрения, прислушиваться к противоположному мнению.

Бывает, что «выяснение отношений» происходит довольно болез-

ненно. Это вызывается тем, что далеко не все владеют искусством

спора, дискуссии. Спор — это тонкое искусство, у него имеется множество трудно-

уловимых психологических, нравственных и этических граней. Вы-

являть и учитывать их в споре позволяет только практика.

Под спором понимается столкновение мнений или позиций, в

ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеж-

дений и критикуют несовместимые с ними представления другой

стороны. Спор является частным случаем аргументации, ее наиболее

острой и напряженной формой. Всякая аргументация имеет предмет,

или тему, но спор характеризуется не просто определенным предме-

том, а наличием несовместимых представлений об одном и том же

объекте, явлении и т.д. для обозначения процесса обмена противоположными мнениями.

Течение спора зависит от состава его участников — от их уровня

культуры, эрудиции, компетентности, жизненного опыта, владения

полемическими навыками и умениями, знаниями правил публич-

ного спора. Но именно данные качества на практике зачастую от-

сутствуют. В спорах порой не хватает глубины, веских доводов, тер-

пимости к инакомыслию, способности вслушаться и принять иную,

нежели свою, точку зрения.

Дискуссией (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) на-

зывают публичный спор на собрании. Ее цели: выяснение и сопо-

ставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного

мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дис-

куссия позволяет лучше понять то, что не является в полной мере

ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участ-

ники дискуссии в итоге не приходят к согласию, в ходе дискуссии

они достигают определенно лучшего взаимопонимания. Дискус-

сия — эффективный способ убеждения, так как ее участники сами

приходят к тому или иному выводу.

Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий

процесс обучения, изучение сложной темы, проблемы. В ходе дис-

куссии, как правило, используются только корректные способы ве-

дения спора. Употребление средств другого рода обычно ведет к пре-

кращению дискуссии.

Многие деловые собрания и совещания проводятся в виде дис-

куссий. При массовой дискуссии все участники, за исключением

председателя, находятся в равном положении. Специально подготов-

ленные докладчики не назначаются, в то же время все присутствуют

не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается

в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим регла-

ментом и под председательством должностного лица.

Полемика (от греч. polemikos — воинственный, враждебный) —

это острый спор, столкновение принципиально противоположных

мнений по тому или иному вопросу.

В отличие от дискуссий, диспутов, целью которых выступает кол-

лективный поиск истины, в полемическом споре целью является

победа над противником и утверждение собственной позиции. Раз-

личие целей и средств дискуссии и полемики в том, что противопо-

ложная сторона в дискуссии именуется обычно «оппонент», а в по-

лемике — «противник». Если полемику можно сравнить с военными

действиями, не предполагающими, что противник согласится с при-меняемыми против него средствами, то дискуссия подобна военной

игре, в ходе которой допустимо опираться только на средства, доступные другой стороне и признаваемые ею.