33. Культура деловых споров и дисскусий.
Каждый деловой человек, в какой бы деятельности он ни был
специалистом, должен уметь компетентно и плодотворно обсуж-
дать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргу-
ментированно отстаивать свою точку зрения и опровергать мнения
оппонента, владеть всеми жанрами полемического мастерства. Это
нужно адвокату во время защиты клиента и менеджеру, ведущему
совещание или дискуссию, и специалисту по переговорам, и поли-
тику, общающемуся с прессой, с представителями общественности.
В процессе профессионального общения приходится отстаивать
свою точку зрения, прислушиваться к противоположному мнению.
Бывает, что «выяснение отношений» происходит довольно болез-
ненно. Это вызывается тем, что далеко не все владеют искусством
спора, дискуссии. Спор — это тонкое искусство, у него имеется множество трудно-
уловимых психологических, нравственных и этических граней. Вы-
являть и учитывать их в споре позволяет только практика.
Под спором понимается столкновение мнений или позиций, в
ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеж-
дений и критикуют несовместимые с ними представления другой
стороны. Спор является частным случаем аргументации, ее наиболее
острой и напряженной формой. Всякая аргументация имеет предмет,
или тему, но спор характеризуется не просто определенным предме-
том, а наличием несовместимых представлений об одном и том же
объекте, явлении и т.д. для обозначения процесса обмена противоположными мнениями.
Течение спора зависит от состава его участников — от их уровня
культуры, эрудиции, компетентности, жизненного опыта, владения
полемическими навыками и умениями, знаниями правил публич-
ного спора. Но именно данные качества на практике зачастую от-
сутствуют. В спорах порой не хватает глубины, веских доводов, тер-
пимости к инакомыслию, способности вслушаться и принять иную,
нежели свою, точку зрения.
Дискуссией (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) на-
зывают публичный спор на собрании. Ее цели: выяснение и сопо-
ставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного
мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дис-
куссия позволяет лучше понять то, что не является в полной мере
ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участ-
ники дискуссии в итоге не приходят к согласию, в ходе дискуссии
они достигают определенно лучшего взаимопонимания. Дискус-
сия — эффективный способ убеждения, так как ее участники сами
приходят к тому или иному выводу.
Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий
процесс обучения, изучение сложной темы, проблемы. В ходе дис-
куссии, как правило, используются только корректные способы ве-
дения спора. Употребление средств другого рода обычно ведет к пре-
кращению дискуссии.
Многие деловые собрания и совещания проводятся в виде дис-
куссий. При массовой дискуссии все участники, за исключением
председателя, находятся в равном положении. Специально подготов-
ленные докладчики не назначаются, в то же время все присутствуют
не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается
в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим регла-
ментом и под председательством должностного лица.
Полемика (от греч. polemikos — воинственный, враждебный) —
это острый спор, столкновение принципиально противоположных
мнений по тому или иному вопросу.
В отличие от дискуссий, диспутов, целью которых выступает кол-
лективный поиск истины, в полемическом споре целью является
победа над противником и утверждение собственной позиции. Раз-
личие целей и средств дискуссии и полемики в том, что противопо-
ложная сторона в дискуссии именуется обычно «оппонент», а в по-
лемике — «противник». Если полемику можно сравнить с военными
действиями, не предполагающими, что противник согласится с при-меняемыми против него средствами, то дискуссия подобна военной
игре, в ходе которой допустимо опираться только на средства, доступные другой стороне и признаваемые ею.
- 1. Общение в деловой сфере, его функции и цели.
- Виды и функции делового общения:
- 2. Средства делового общения.
- 3. Вербальные средства делового общения.
- 4. Невербальные средства делового общения.
- 5.Общение в деловой сфере как коммуникация (обмен информации).
- 6. Проблема искажения информации в деловой коммуникации.
- 7. Коммуникативные барьеры общения, способы их преодоления.
- 8. Взаимопонимание в деловом общении (идентификация, эмпатия, рефлексия).
- 9. Перцептивный аспект общения в деловой сфере.
- 10.Способы влияния на партнера в общении.
- 11.Уловки- манипуляции в деловом общении. Виды и способы использования.
- 12.Виды делового слушания.
- 13.Экспектации и их роль в деловом общении.
- 14.Интерактивный аспект общения (общение как взаимодействие)
- 16. Манипуляции в общении, их основные типы.
- 6 Типов манипуляции в общении:
- 17. Защита от манипуляций. Контрманипуляция.
- 18.Конфликты в деловой сфере, их причины и разновидности.
- 19. Типология конфликтных личностей.
- 20. Структура и динамика конфликта.
- 21. Способы разрешения конфликта.
- 22. Стили поведения в конфликтных ситуациях.
- 23.Проблема предупреждения конфликтов.
- 24.Управленческая и корпоративная этика.
- 25.Деловые переговоры. Два этапа деловых переговоров, основние содержание.
- 26. Культурные особенности деловых контактов.
- 27."Протокол" делового общения: принципы, нормы, эталоны. Основные принципы делового общения
- 28. Стили ведения переговоров.
- 29. Деловая беседа.
- 30. Переговоры в конфликтной ситуации.
- 31. Речевой этикет в деловом общении.
- 32.Телефонный разговор, правила и нормы.
- 33. Культура деловых споров и дисскусий.
- 34.Деловая переписка.
- 35.Одежда деловых людей. Одежда и внешний облик делового человека.
- 36. Визитная карточка, ее значение в деловом общении.