Функции этикета. Функции этикета.
1. Контактоустанавливающая – привлечь внимание, побудить к вступлению в контакт.
2. Поддержание контакта между людьми. Нередко собеседники, принося свои приветствия, не могут найти тему для разговора. Воспитанный человек всегда найдет приличную тему для беседы, сделает общение интересным и полезным. Этикетная тема беседы — это тема, соответствующая этикетной роли и этикетной ситуации, тема, которая интересна для собеседника или по крайней мере, не может поставить его в неловкое положение.
Существуют темы, которые воспитанный человек стремится никогда не затрагивать в разговоре с малознакомыми людьми и лишь при крайней необходимости обсуждает с близкими друзьями. Это прежде всего возраст, семейное и материальное положение, национальность и религиозные убеждения собеседника, его физические недостатки. Плохое впечатление производит человек, который говорит только о себе. Более чем нежелательны сплетни, обсуждение недостатков других людей, не рекомендуется слишком эмоциональное выражение своих политических взглядов. В целом специалисты советуют избегать тем, которые могут быть неприятны собеседнику, интерес к которым может показаться «подозрительным». Вместе с тем интеллигентный человек всегда учитывает интересы собеседника, быстро нащупывает привлекательные для него темы и не говорит о том, что безразлично собеседнику. Например, тема «новости театра» вполне этикетна, но малоинтересна для человека, чьи интересы лежат в другой плоскости. Специалисты рекомендуют особые приемы, позволяющие вызвать у человека интерес к разговору.
3. Демонстрация вежливого, уважительного отношения к собеседнику.Официальная обстановка требует ровного, вежливого, доброжелательного отношения к собеседнику. Недопустимо, если младший по положению обращается к старшему на «вы», а старший на «ты».
Важная функция этикета — создание атмосферы взаимного комфорта. С вежливым человеком легко и приятно обшиться. В Евангелии от Матфея сказано: «Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с людьми».Следовательно, если хотите, чтобы вам грубили, то забудьте об этикете сами. Если хотите, чтобы вас игнорировали, то делайте вид, что вам нет никакого дела до окружающих. Если хотите, чтобы люди обращались с вами доброжелательно, то сами будьте вежливыми.
4. Регулирующая функция – регулирование поведения людей в обществе. Соблюдение этикета делает людей предсказуемыми. Этикет сигнализирует о принадлежности человека к определенной социальной и культурной среде. Этикет как пароль: место, занимаемое человеком в общественной иерархии, легко определяется по используемым им этикетным формулам.
Сравним, например, некоторые формулы извинения:
– Извините. Простите, пожалуйста (наиболее нейтральные формулы современного культурного человека).
– Покорнейше прошу извинить меня (архаичная формула, которую иногда используют пожилые интеллигентные люди).
– Виноват! (традиционная формула силовых структур: армии, милиции и т. п.).
– Пардон! Экскьюз ми! (шутливые заимствования).
– Извиняюсь! (просторечная формула).
А вот как униженно просит прощения герой рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника»: «Вашество! Ежели осмелюсь беспокоить, то именно из чувства раскаянья! Не нарочно, сами изволите знать-с».
Всего несколько слов — и сразу очевидно и социальное положение человека, и его характер, и время действия.
5. Профилактика конфликтов. Основная функция этикета — антиконфликтная. Когда человек во всех случаях жизни поступает в соответствии с правилами, он уменьшает вероятность конфликтов с окружающими. Например, если вы кого-то случайно задели, вы должны извиниться. В противоположном случае возможен конфликт, кто-то может подумать, что вы намеренно пытаетесь его оскорбить. Воспитанный человек, выражая свое недовольство, сделает это в рамках приличий.
- Тема 1. Понятие, нормы и функции этики. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции, нормы и принципы.
- Рассмотрим категории этики.
- 1. Добро и зло
- 2. Справедливость.
- 3. Долг.
- 4. Совесть.
- 5. Ответственность.
- 6. Достоинство и честь.
- Виды профессиональной этики.
- Основные нормы и принципы профессиональной этики.
- Функции профессиональной этики.
- Профессионально-этические категории.
- Этические кодексы.
- Моральный конфликт.
- Тема 2. История этических учений.
- Античная этика.
- Этические учения Древней Индии.
- Этические учения Древнего Китая.
- Современная этика.
- Тема 3. Управленческая этика. Этика сферы сервиса и услуг.
- Основные принципы и нормы профессиональной этики в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
- Кодекс профессиональной этики работников социально – культурного сервиса и туризма.
- Тема 4. Понятие и функции этикета.
- Функции этикета. Функции этикета.
- Тема 5. Формирование и развитие этикета в России.
- Этикет в России в XVIII в.
- Правила этикета в России в XIX - XX вв.
- Тема 6. Современный китайский и японский этикет.
- Ведение беседы в Японии.
- Знакомство в Японии.
- Одежда в Японии.
- Внешний вид китайцев.
- Гостевой этикет в Китае.
- Знакомство и приветствие в Китае.
- Правила поведения женщины в Китае.
- Тема 7. Современный деловой этикет.
- Внешний вид делового человека.
- Жесты и движения делового человека.
- Основные требования к внешнему облику деловой женщины.
- Виды визитных карточек:
- Правила использования визиток.
- Правила разговора по сотовому телефону:
- Sms-этикет:
- 6. Деловая и личная переписка, правила этикета переписки.
- Виды официальной переписки.
- Правила написания, прочтения писем и ответа на них.
- Деловое письмо.
- Тема. Речевой этикет.
- 3. Правила ведения речи.
- Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие.
- Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, резюмирование и комплименты.
- Речевые дистанции и табу.
- Тема. Международный деловой этикет.
- Переговоры с иностранной делегацией.
- Подготовка приема.
- Порядок проведения приема с рассадкой гостей.
- Особенности проведения приемов без рассадки.
- Правила хорошего тона для гостя на приеме.
- Этикет секретаря.
- Прием сотрудников.
- Прием посетителей из других организаций.
- Прием командированных.
- Правила поведения при уходе с работы. Увольнение.
- Виды корпоративного делового общения
- 3. Этические нормы корпоративного общения
- 2.2. Средства создания привлекательного имиджа