Кодекс профессиональной этики работников социально – культурного сервиса и туризма.
Кодексы этики представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения.
Приведем основные положения кодекса сферы социально-культурного сервиса и туризма:
1. Каждый посетитель – потенциальный заказчик.
2. Приветливый взгляд, добрая улыбка в сочетании с деловым поведением создают дружеский контакт и облегчают обслуживание.
3. Принимайте заказчика таким, каков он есть. Не старайтесь его переделать за несколько минут общения с ним. Будьте тактичны, вежливы и радушны, но вежливость не должна переходить в угодливость. Вежливость – самое надежное средство в общении с людьми различного возраста, характера и темперамента.
4. Внимательность работника – одно из основных условий благоприятного морально-психологического климата в салоне ателье, мастерской. Невнимательность – наибольшее зло во взаимоотношениях с заказчиком. Ничто так не травмирует психику, не удручает и не ожесточает, как равнодушие, пренебрежительное отношение к человеку.
5. Умейте владеть собой, проявлять выдержку и терпение. Берегите себя, не позволяйте себе чрезмерно раздражаться.
6. Отвечайте на грубость выдержкой и вежливостью.
7. Никогда не оставляйте без внимания претензии и возражения заказчиков.
8. Искренне и своевременно извиниться – это не унижение, а достойное признание определенной вины; это и признак культуры.
9. Каждый поступок работника должен быть мотивирован и не вызывать у заказчика сомнения в его справедливости.
10. Придерживайтесь согласованного с заказчиком времени его прихода.
11. Держитесь прямо, не опускайте голову вниз, когда вы на виду, а тем более разговариваете с заказчиком.
12. Старайтесь равномерно распределять свои физические и психические нагрузки, не забывайте о часах основного потока посетителей.
13. Вы не имеете права отзываться пренебрежительно об изделиях, которые заказчик отдает в ремонт, на восстановление или обновление.
14. Берегите честь предприятия и своих товарищей.
Международный этический кодекс туризма был единогласно одобрен в октябре 1999 г. на сессии Генеральной ассамблеи ВТО в г. Сантьяго (Чили).
СТАТЬЯ 1. Вклад туризма во взаимопонимание и уважение между народами и обществами
Участники туристского процесса и сами туристы должны принимать во внимание социально-культурные традиции и обычаи всех народов, включая национальные меньшинства и коренные народы, и признавать их достоинство;
Туристскую деятельность необходимо осуществлять в гармонии со специфическими особенностями и традициями принимающих регионов и стран, соблюдая при этом их законы, обычаи и традиции;
Принимающие сообщества должны знакомиться и проявлять уважение к туристам, которые их посещают;
Государственные власти должны обеспечивать защиту туристов и посетителей и их имущества;
Во время путешествий туристы и посетители не должны допускать никаких преступных деяний или действий;
Туристы и посетители должны еще до выезда стараться ознакомиться с характеристиками стран, которые они намерены посетить.
СТАТЬЯ 2. Туризм - фактор индивидуального и коллективного совершенствования
Туризм - деятельность, чаще всего ассоциирующаяся с отдыхом, досугом, спортом и общением с культурой и природой, должен планироваться и практиковаться как привилегированное средство индивидуального и коллективного совершенствования;
Во всех видах туристской деятельности необходимо соблюдать равенство мужчин и женщин;
Эксплуатация человека во всех ее формах противоречит основным целям туризма и является отрицанием туризма и в этой связи;
Особо полезными формами туризма, которые следует поощрять, являются поездки с религиозными, оздоровительными, образовательными целями, а также для культурных и языковых обменов.
СТАТЬЯ 3. Туризм - фактор устойчивого развития
Все участники туристского процесса обязаны охранять природную среду и ресурсы;
Центральные, региональные и местные власти должны оказывать первоочередное внимание и стимулировать в финансовом плане все те формы развития туризма, которые позволяют экономить редкие и ценные природные ресурсы, особенно, воду и энергию, а также в максимально возможной степени избегать образования отходов;
Следует содействовать более равномерному распределению потоков туристов и посетителей по времени и пространству, особенно, связанных с оплачиваемыми отпусками и школьными каникулами, а также способствовать сглаживанию сезонности;
Следует планировать объекты туристкой инфраструктуры и виды туристской деятельности таким образом, чтобы обеспечивать защиту природного наследия, которое составляют экосистемы и биологическое разнообразие, а также охранять виды дикой фауны и флоры, которым грозит исчезновение;
СТАТЬЯ 4. Туризм - сфера, использующая культурное наследие человечества и вносящая свой вклад в его обогащение
Туристские ресурсы являются всеобщим достоянием человечества;
Туристская политика и деятельность осуществляются на основе уважения художественного, археологического и культурного наследия в целях его защиты и сохранения для будущих поколений;
Финансовые средства, получаемые благодаря посещениям объектов и памятников культуры, следует хотя бы частично использовать для поддержания, охраны улучшения и реставрации этого наследия;
Туристскую деятельность следует планировать таким образом, чтобы обеспечить сохранение и процветание традиционных ремесел, культуры и фольклора, а не вести к их стандартизации и обеднению.
СТАТЬЯ 5. Туризм - деятельность, выгодная для принимающих стран и сообществ
Местное население должно привлекаться к туристской деятельности и участвовать на равноправной основе в получении образующихся экономических, социальных и культурных выгод;
Туристская политика должна проводиться таким образом, чтобы она способствовала повышению жизненного уровня населения посещаемых районов и отвечала их потребностям;
Необходимо уделять особое внимание специфическим проблемам прибрежных зон и островных территорий, а также уязвимым сельским и горным районам;
Профессионалы сферы туризма, особенно инвесторы, должны, в рамках правил, установленных государственными властями, проводить исследования воздействия своих проектов развития на окружающую среду и природу; они также должны, с максимальной транспарентностью и объективностью, предоставлять информацию о своих будущих программах и их возможных последствиях, и содействовать диалогу с заинтересованным населением относительно их содержания.
СТАТЬЯ 6. Обязанности участников туристского процесса
Профессионалы сферы туризма обязаны предоставлять туристам объективные правдивые сведения о местах назначения и об условиях поездки, приема и пребывания;
Профессионалы сферы туризма, в той степени, в которой это от них зависит, совместно с государственными властями должны заботиться о безопасности, предотвращении несчастных случаев, охране здоровья и гигиене питания для лиц, обращающихся за их услугами;
Профессионалы сферы туризма, в той степени, в которых это от них зависит, должны содействовать культурному и духовному совершенствованию туристов и позволять им отправлять в ходе поездок свои религиозные потребности;
Власти государств, направляющих и принимающих туристов, в контакте с заинтересованными профессионалами сферы туризма и их ассоциациями, должны обеспечивать принятие и соблюдение туристскими компаниями вышеуказанных правил и обязательств по репатриации туристов в случае несостоятельности компаний, организовавших их поездки;
Правительства имеют право и несут обязанность, особенно в кризисных ситуациях, информировать своих граждан о сложных, условиях и даже опасностях, с которыми они могут столкнуться при поездках за границу.
СТАТЬЯ 7. Право на туризм
СТАТЬЯ 8. Свобода туристских путешествий
СТАТЬЯ 9. Права работников и предпринимателей туристской индустрии
Основные нрава наемных и самодеятельных работников туристской индустрии и смежных отраслей необходимо гарантировать под контролем администраций как государств их происхождения, так и принимающих стран, с учетом специфических ограничений, связанных, в частности, с сезонным характером их деятельности, глобальным масштабом туристской индустрии и гибкости, которая требуется от них в связи с характером их работы;
Наемные и самодеятельные работники сферы туризма и смежных отраслей имеют право и обязаны проходить надлежащее начальное обучение и постоянно повышать свою квалификацию;
Все физические и юридические лица, обладающие необходимыми способностями и квалификацией, должны иметь право заниматься профессиональной деятельностью в области туризма в рамках действующих национальных законодательств;
Партнерство и установление сбалансированных отношений между предприятиями направляющих и принимающих стран способствуют устойчивому развитию туризма и справедливому распределению выгод, образующихся в результате его роста.
СТАТЬЯ 10. Реализации принципов Глобального этического кодекса туризма
Государственные и частные участники туристского процесса должны сотрудничать в деле реализации настоящих принципов и должны контролировать их эффективное применение;
Участники туристского процесса должны признать роль, которую играют международные организации, в первую очередь Всемирная туристская организация, и неправительственные организации, которые занимаются вопросами продвижения и развития туризма, защиты прав человека и охраны окружающей среды и здоровья, с учетом соблюдения основных принципов международного права;
Те же участники туристского процесса должны проявить намерение передавать с целью примирения все спорные вопросы, связанные с применением или толкованием Глобального этического кодекса туризма, беспристрастному третьему органу, именуемому "Всемирный комитет по этике туризма".
Специалисты в сфере социально – культурного сервиса и туризма должны следовать соответствующему кодексу этики и стандартам профессионального поведения. В настоящее время деловыми профессиональными ассоциациями принято значительное число этических кодексов. Чтобы сделать этические кодексы более действенными, в организациях обычно принимают определенные дисциплинарные меры, направленные как на наказание за нарушение кодекса, так и на поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса. По содержанию и объему этические кодексы весьма разнообразны: это могут быть правила деловой этики на одну страницу и стандарты в несколько десятков страниц. Считается, что такие кодексы должны быть основаны на стратегии и видении руководства организации и содержать модель желаемого поведения ее сотрудников.
Принципы и правила, провозглашенные в этических кодексах, могут активно использоваться в рекламных целях организации. Следует, однако, предостеречь от включения в кодексы слишком расплывчатых формулировок, за которыми трудно разглядеть истинные этические ценности, исповедуемые организацией. Кроме того, важно, чтобы в этических кодексах закреплялась не только ответственность сотрудников перед организацией, но и обязательства организации перед сотрудниками и обществом в целом.
- Тема 1. Понятие, нормы и функции этики. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции, нормы и принципы.
- Рассмотрим категории этики.
- 1. Добро и зло
- 2. Справедливость.
- 3. Долг.
- 4. Совесть.
- 5. Ответственность.
- 6. Достоинство и честь.
- Виды профессиональной этики.
- Основные нормы и принципы профессиональной этики.
- Функции профессиональной этики.
- Профессионально-этические категории.
- Этические кодексы.
- Моральный конфликт.
- Тема 2. История этических учений.
- Античная этика.
- Этические учения Древней Индии.
- Этические учения Древнего Китая.
- Современная этика.
- Тема 3. Управленческая этика. Этика сферы сервиса и услуг.
- Основные принципы и нормы профессиональной этики в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
- Кодекс профессиональной этики работников социально – культурного сервиса и туризма.
- Тема 4. Понятие и функции этикета.
- Функции этикета. Функции этикета.
- Тема 5. Формирование и развитие этикета в России.
- Этикет в России в XVIII в.
- Правила этикета в России в XIX - XX вв.
- Тема 6. Современный китайский и японский этикет.
- Ведение беседы в Японии.
- Знакомство в Японии.
- Одежда в Японии.
- Внешний вид китайцев.
- Гостевой этикет в Китае.
- Знакомство и приветствие в Китае.
- Правила поведения женщины в Китае.
- Тема 7. Современный деловой этикет.
- Внешний вид делового человека.
- Жесты и движения делового человека.
- Основные требования к внешнему облику деловой женщины.
- Виды визитных карточек:
- Правила использования визиток.
- Правила разговора по сотовому телефону:
- Sms-этикет:
- 6. Деловая и личная переписка, правила этикета переписки.
- Виды официальной переписки.
- Правила написания, прочтения писем и ответа на них.
- Деловое письмо.
- Тема. Речевой этикет.
- 3. Правила ведения речи.
- Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие.
- Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, резюмирование и комплименты.
- Речевые дистанции и табу.
- Тема. Международный деловой этикет.
- Переговоры с иностранной делегацией.
- Подготовка приема.
- Порядок проведения приема с рассадкой гостей.
- Особенности проведения приемов без рассадки.
- Правила хорошего тона для гостя на приеме.
- Этикет секретаря.
- Прием сотрудников.
- Прием посетителей из других организаций.
- Прием командированных.
- Правила поведения при уходе с работы. Увольнение.
- Виды корпоративного делового общения
- 3. Этические нормы корпоративного общения
- 2.2. Средства создания привлекательного имиджа