logo search
Lektsii_PEiE_nov_zaoch

1.1 Понятие этики как науки и явления духовной культуры

Каждому человеку судьбу создают его нравы

Корнелий Непот

Термин «этика» первым употребил древнегреческий философ Аристотель для обозначения особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Он утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме.

Со временем этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину, а именно философию морали.

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек, а ее предметом – мораль.

Мораль – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. По способу своего существования – это система норм, принципов и ценностей, которыми руководствуются люди в своем поведении. Мораль связана с проявлениями человечности, гуманизма, ориентирована на идеалы, образцы совершенства, по которым человек может сверять свои поступки. Мораль помогает человеку жить сообща с другими людьми. Суть морали можно выразить одним словом – «взаимность». Мораль должна быть прежде всего регулятором внутреннего состояния души человека. Если нравственные душевные качества человека не развиты, то о нравственности говорить не приходится. Человек вне морали не сможет преодолеть в себе неразумно-животное начало. Мера продвинутости человека собственно к человеческому состоянию выражается в морали. Целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

Этика рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует смысл и содержание таких категорий как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Этика не только изучает моральные явления и процессы, но и задает ценностную основу человеческой деятельности, определяя на что она должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство – добродетель.

Главный вопрос этики, объектами которой являются человек, система человеческих взаимоотношений, – определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.

Поведение людей – это совокупность их действий, поступков и отношений. Общество всегда в той или иной мере осуществляло и осуществляет контроль и регулирование поведения людей, стремясь увязать интересы отдельной личности и социальных коллективов, найти своего рода баланс общественного и личного блага. Этическая система включает в себя более или менее детализированную программу достойного поведения.

Этика является научным обоснованием того, как человеку следует поступать в тех или иных обстоятельствах, как ему надлежит жить и какие законы соблюдать.

Сложность и многомерность предмета этики обусловливает задачи, стоящие перед ней. Их можно свести к следующим:

Структура этики. В зависимости от приверженности к той или иной этической школе, от видения задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному. Правомерно выделить в ней ряд основных блоков:

Все эти структурные части этики относительно самостоятельны и одновременно связаны между собой. Основной частью, выражающей сущность науки, является теоретическая этика.

В морали воплощается единство теоретического и практического: с одной стороны, она служит основой нравственной культуры личности, а с другой – вся практическая деятельность человека, все его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе моральными представлениями. Как форма общественного сознания мораль помогает человеку в выборе линии поведения, корректирует его поступки и отношения. Мораль помогает людям обрести адекватные формы взаимоотношений. Достижению баланса в человеческих отношениях служит система моральных принципов, норм и идеалов.