logo
эдо - методичка

Здесь значимым является выявление интересов, позиций собеседников, их мнений, точек зрения. На этом этапе следует перейти к диалогу, а значит отправить и получить информацию.

Диалог будет успешным, если:

На втором этапе внимательное слушание собеседника при­обретает особое значение, оно должно быть активным — рефлексивным.

Необходимую информацию для решения того или иного вопроса помогают решить техники активного слушания:

1. Выяснение (расспрашивание) заключается в обращении к собеседнику за уточнениями в форме:

2. Перефразирование состоит в адресовании говорящему его сообщения словами слушающего. Цель перефразирования состоит в том, что с помощью собственной форму­лировки слов собеседника можно проверить точность Ва­шего понимания его информации.

Примеры: «Как я понял Вас, Вы скоро закончите работу?», «Вы думаете, что...», «Другими словами...», «Вы считаете...».

3. Отражение чувств. Акцент делается не на содержании сообщения, а на отражении слушающим чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния:

Общество, в котором мы живем, учит нас контролиро­вать свои чувства, это приводит к тому, что мы теряем представление о них. В результате мы испытываем трудности, как в распознавании чувств другого человека, так и в выражении чувств собственных. Эти умения можно и нужно развивать для полноценного и эффективного обще­ния.

4. Резюмирование. Ответы, подытоживающие идеи и чувства говорящего собеседника.

Резюмирование целесообразно применять в продолжи­тельных беседах, при проведении заседаний, в конце теле­фонного разговора, особенно, если разговор касается разных вопросов или предусматривает какое-либо действие со сто­роны слушающего, а также в ситуациях, при обсуждении разногласии, урегулировании конфликтов, рассмотрении претензии, при решении каких-либо проблем.

Резюмирование:

5. Развитие мыслей. Исходя из слов собеседника, Вы пы­таетесь развить его мысль дальше. Развитие мыслей собе­седника может быть в виде логического следствия или ин­терпретации слов собеседника. В случае логического следствия Вы, используя доводы, мысли, позиции собеседни­ка, сообщаете ему, к чему это может привести. В случае интерпретации Вы пытаетесь найти корни, причины тех или иных высказываний, мыслей, точки зрения, позиции и вы­сказываете их собеседнику.

Одна из задач второй фазы беседы — передача информации собеседнику.

При передаче информации нужно учитывать значимость ее для каждого участника общения. Обмен информацией предполагает определенное воздействие на собеседника. Следует помнить, что каждый из нас слышит, видит по-своему.

Каждый руководитель заинтересован, чтобы информация, которую он адресует своим подчиненным, была бы не просто принята, но чтобы ее поняли, осмыслили, и она управляла их действиями. Поэтому, формулируя содержание распоряже­ния, сообщения, выступления, необходимо учитывать:

Руководитель заинтересован, чтобы информация оказы­вала влияние на мотивационную сферу человека.

Типичные ошибки на II этапе:

При проведении беседы часто проявляются определен­ные установки у беседующих, которые мешают пониманию собеседниками друг друга:

1. Игнорирование:

2. Эгоцентризм:

3. Натиск:

4. Пренебрежение:

5. Ложное толкование:

III этап. Поиск решений. Нахождение взаимовыгодных решений проблемы для обеих сторон ведущих беседу — цель этапа.

В процессе поиска решений реализуются определенные задачи:

Способами реализации этих задач являются:

Типичные ошибки третьего этапа:

Последний этап беседы – её завершение. Этот этап называется «получение результата». Успешно завершить беседу – значит достигнуть заранее намеченных целей.

При достижении этих целей решаются задачи:

Способами реализации этих задач служат:

Структура беседы может быть нарушена и виной тому типичные ошибки:

Вопросы для повторения:

  1. Дайте определение деловой беседы.

  2. Каковы достоинства деловой беседы?

  3. Назовите основные составляющие схемы подготовки к деловой беседе.

  4. Как выбирается место проведения деловой беседы?

  5. Назовите основные этапы проведения деловой беседы.

  6. Какие приемы установления контакта Вы знаете?

  7. Назовите основные методы привлечения внимания собеседника.

  8. Чем различаются понятия «рефлексивное слушание» и «нерефлексивное слушание»?

  9. Назовите техники активного (рефлексивного) слушания.

  10. Что значит «успешно завершить беседу»?

Темы рефератов:

  1. Правила подготовки и проведения деловой беседы.

  2. Деловая беседа в неблагоприятной психологической обстановке.

  3. Деловая беседа с иностранными партнерами.