Тест Тимоти - Лири
Цель настоящей методики заключается в исследовании представлений испытуемого о себе и идеальном «я», а также в изучении взаимоотношений в малых группах. Эта методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 г. [63, 64] и является по сути методикой диагностики межличностных отношений.
Этап 1, Предварительный (Сбор информации). Испытуемому предлагается опросник, состоящий из 128 утверждений-характеристик.
1. Умеет нравиться.
2.Производит впечатление на окружающих.
3.Умеет распоряжаться, приказывать.
4. Умеет настоять на своем.
5.Обладает чувством достоинства.
6. Независимый.
7. Способен сам позаботиться о себе.
8. Может проявить безразличие.
9. Способен быть суровым.
10. Строгий, но справедливый.
11. Может быть искренним.
12. Критичен к другим.
13. Любит поплакаться.
14. Часто печален.
15. Способен проявлять недоверие.
16. Часто разочаровывается.
17. Способен быть критичным к себе.
18.Способен признать свою неправоту.
19. Охотно подчиняется.
20. Покладистый.
21. Благодарный.
22.Восхищающийся и склонный к подражанию.
23. Уважительный.
24. Ищущий одобрения.
25.Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.
26.Стремится ужиться с другими.
27. Доброжелательный.
28. Внимательный и ласковый.
29. Деликатный.
30. Ободряющий.
31. Отзывчивый к призывам о помощи.
32. Бескорыстный.
33.Способен вызывать восхищение.
34. Пользуется у других уважением.
35. Обладает талантом руководителя.
36. Любит ответственность.
37. Уверен в себе.
38. Самоуверен и напорист.
39. Деловитый, практичный.
40. Соперничающий.
41. Стойкий, где надо.
42.Неумолимый, но беспристрастный.
43. Раздражительный.
44. Открытый и прямолинейный.
45. Не терпит, чтобы им командовали.
46. Скептичен.
47.На него трудно произвести впечатление.
48. Обидчивый, щепетильный.
49. Легко смущается.
50. Неуверенный в себе.
51. Уступчивый.
52. Скромный.
53. Часто прибегает к помощи других.
54. Очень почитает авторитеты.
55. Охотно принимает советы.
56. Доверчив и стремится радовать других.
57. Всегда любезен в обхождении.
58. Дорожит мнением окружающих.
59. Общительный и уживчивый.
60. Добросердечный.
61. Добрый, вселяющий уверенность.
62. Нежный и мягкосердечный.
63. Любит заботиться о других.
64. Щедрый.
65. Любит давать советы.
66.Производит впечатление значительности.
67.Начальственно-повелительный.
68. Властный.
69. Хвастливый.
70. Надменный и самодовольный.
71. Думает только о себе.
72. Хитрый.
73. Нетерпим к ошибкам других.
74. Расчетливый.
75. Откровенный.
76. Часто недружелюбен.
77. Озлоблен.
78. Жалобщик.
79. Ревнивый.
80. Долго помнит обиды.
81. Склонный к самобичеванию.
82. Застенчивый.
83. Безынициативный.
84. Кроткий.
85. Зависимый, несамостоятельный.
86. Любит подчиняться.
87. Предоставляет другим принимать решения.
88. Легко попадает впросак.
89. Легко поддается влиянию друзей.
90. Готов довериться любому.
91.Благорасположен ко всем без разбора.
92. Всем симпатизирует.
93. Прощает все.
94.Переполнен чрезмерным сочувствием.
95. Великодушен и терпим к недостаткам.
96. Стремится помочь каждому.
97. Стремящийся к успеху.
98. Ожидает восхищения от каждого.
99. Распоряжается другими.
100. Деспотичный.
101.Относится к окружающим с чувством превосходства.
102. Тщеславный.
103. Эгоистичный.
104. Холодный, черствый.
105. Язвительный, насмешливый.
106. Злой, жестокий.
107.Часто гневлив.
108.Бесчувственный, равнодушный.
109. Злопамятный.
110. Проникнут духом противоречия.
111. Упрямый.
112. Недоверчивый и подозрительный.
113. Робкий.
114. Стыдливый.
115. Услужливый.
116. Мягкотелый.
117. Почти никому не возражает.
118. Навязчивый.
119. Любит, чтобы его опекали.
120. Чрезмерно доверчив.
121.Стремится снискать расположение каждого.
122. Со всеми соглашается.
123. Всегда со всеми дружелюбен.
124. Всех любит.
125. Слишком снисходителен к окружающим.
126. Старается утешить каждого.
127. Заботится о других в ущерб себе.
128.Портит людей чрезмерной добротой
Задание состоит в следующем: испытуемый должен оценить, в частности, соответствует ли каждое предлагаемое утверждение его представлению о самом себе. При положительной оценке соответствующее утверждение выделяется (например, порядковый номер этого утверждения обводится кружком или зачеркивается крестиком), а при отрицательной — нет. (Заметим, что аналогичную процедуру можно провести для оценки идеального «Я», т.е. идеала испытуемого, а также для оценки его близких людей, сотрудников, партнеров и т.п.)
Этап 2. Обработка полученных результатов. Прежде всего, производится объединение утверждений-характеристик в группы.
Первую группу составляют утверждения с порядковыми номерами 1—4, 33 — 36, 65 — 68 и 97—100; вторую группу, соответственно, — 5 — 8, 37-40, 69-72 и 101-104; третью - 9-12, 41-44, 73-76 и 105-108; четвертую — 13-16, 45-48, 77-80 и 109-112; пятую - 17-20, 49-52, 81-84 и 113-116; шестую - 21-24, 53-56, 85-88 и 117-120; седьмую — 25 — 28, 57 — 60, 89-92 и 121-124 и, наконец, восьмую -29-32, 61-64, 93-96 и 125-128.
Затем подсчитывается общее число выделенных утверждений, т.е. число кружков или крестиков в каждой из групп, и полученные значения л,, пъ ..., л8 наносятся в виде точек на соответствующие оси диаграммы, причем эти точки соединяются, образуя уникальный для каждой личности многоугольник, «личностный профиль» (рис. 12.9).
Рис. 12.9. Диаграмма личностного профиля
Этап 3. Интерпретация результатов. Ось I— ось авторитарности (властный— лидирующий). О < n1 < 4: уверенный в себе человек, умеющий давать хорошие советы;
5 < n1< 8: обладающий способностями наставника и организатора, чертами успешного руководителя, упорный, компетентный, авторитетный лидер;
9 < n1< 12: нетерпимый к критике, переоценивающий собственные возможности;
13 < n1< 16: человеку присущи догматизм, деспотичность и властность, потребность командовать другими, он полагается только на свое мнение, диктатор.
Ось II — ось эгоистичности (независимый—-доминирующий)- 0 < п2 < 4: уверенный в себе, независимый;
5 < n2 < 8: имеющий склонность к соревновательности, соперничеству;
9 < n2 < 12: имеющий обособленную позицию в группе, ориентирующийся на себя;
13 < n2 < 16: самодовольный, самовлюбленный, себялюбивый, хвастливый, заносчивый, расчетливый, обладающий по отношению к окружающим чувством превосходства, стремящийся быть над всеми и перекладывать трудности на окружающих.
Ось III — ось агрессивности (прямолинейный — агрессивный). О < n3 < 4: искренний, непосредственный;
5 < n3 < 8: прямолинейный, настойчивый и энергичный в достижении цеди;
9 < n3< 12: непримиримый, недружелюбный; склонный но всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный;
13 < п3 < 16: жесткий, враждебный по отношению к окружающим, резкий, несдержанный, вспыльчивый, агрессивный (порой до асоциального поведения).
Ось IV— ось подозрительности (недоверчивый — скептический). О 5 л4 < 4: обладающий реалистической базой суждений и поступков;
5 < п4< 8: имеющий склонность к скептицизму и неконформности;
9 < п4 < 12: обидчивый и недоверчивый, склонный к критицизму, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, испытывающий трудности в межличностных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения;
13 < п4 < 16: недовольный окружающими, подозрительный, отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, склонный к сомнению во всем, злопамятный.
Ось У— ось подчиняемости (покорный — застенчивый). О < л5 < 4: скромный, застенчивый, робкий, уступчивый;
5 < п5 < 8: послушно, честно и охотно выполняющий чужие обязанности, эмоционально сдержанный, способный подчиняться;
9 < п5< 12: обладающий повышенным чувством вины, склонный к самоуничижению и подчинению более сильному без учета ситуации;
13 < п5 < 16: полностью покорный, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставящий себя на последнее место и осуждающий себя, приписывая себе вину, пассивный, стремящийся найти опору в ком-либо более сильном.
Ось VI — ось зависимости (зависимый— послушный). О < п6<4: имеющий потребность в доверии со стороны окружающих, в признании, вежливый;
5 < п6 < 8: конформный, мягкий, ожидающий помощи и советов, склонный к восхищению окружающими;
9 < п6 < 12: послушный, боязливый, беспомощный, не умеющий проявить сопротивление, искренне считающий, что другие всегда правы, обладающий сверхконформностью;
13 < п6 < 16: резко неуверенный в себе, имеющий навязчивые страхи, опасения, тревожащийся по любому поводу и поэтому зависимый от других, от чужого мнения, демонстрирующий полную зависимость от мнения окружающих.
Ось VII — ось дружелюбности (сотрудничающий — конвенциальиый). 0 и п7 < 4: склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремящийся быть в согласии с мнением окружающих;
5 < п7 < 8: сознательно конформный, следующий условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, стремящийся заслужил, признание и любовь, общительный, проявляющий теплоту и дружелюбие;
9 < п7 < 12: любезный со всеми, ориентированный на принятие и социальное одобрение, демонстрирующий компромиссное поведение;
13 < п7 < 16: стремящийся удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремящийся к целям группы, проявляющий несдержанность в излияниях своего дружелюбия.
Ось VIII — ось альтруизма (ответственный — великодушный). О < п8 < 4: ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, заботливый, ласковый; стремящийся сочувствовать, сострадать и помогать окружающим;
5 < п8 < 8: умеющий подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый, проявляющий мягкосердечность и сверхобязательность;
9 < п8 < 12: гипсрответственный, всегда приносящий в жертву свои интересы, стремящийся помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим;
13 < п8 < 16: неадекватно принимающий на себя ответственность за других, проявляющий полный альтруизм.
И, наконец, интерпретация основных результатов наглядно и кратко приведена на диаграмме (рис. 12.10) [65].
Рис. 12.10. Диаграмма вариантов межличностных отношений
- Тема 1. Этика деловых отношений: сущность, принципы, функции.
- Место этики в деловом мире.
- Тема 2. Вербальная культура делового общения.
- Тема 3. Невербальные средства общения в процессе деловых отношений.
- Жесты, сигнализирующие о лжи
- Жесты защиты
- Жесты размышления и оценки
- Тема 4. Деловая беседа и подготовка к ней.
- 1. Приемы установления контакта:
- 2. Приемы нерефлексивного слушания.
- 3. Невербальные средства общения.
- Здесь значимым является выявление интересов, позиций собеседников, их мнений, точек зрения. На этом этапе следует перейти к диалогу, а значит отправить и получить информацию.
- Тема 5. Деловые встречи и переговоры.
- Тема 6. Этика взаимоотношений в коллективе.
- Тема 7. Проведение служебного совещания.
- 2. В наиболее общем виде подготовка к проведению совещания включает следующие действия:
- Тема 8. Этикет делового общения.
- Тема 9. Правила деловой переписки и телефонных переговоров.
- 3. Правила составления резюме.
- Практикум
- Тема 1. Этика деловых отношений: сущность, принципы, функции.
- Инструкция
- Опросник
- Подведите итоги
- Тема 2. «Вербальная культура делового общения» Тест «Ваш стиль общения»
- Опросник
- Тест «Коммуникабельны ли Вы?»
- Тема 4. «Деловая беседа и подготовка к ней» Тест «Умеете ли Вы вести деловые беседы?»
- Ключ к тесту.
- Тема 5. «Деловые встречи и переговоры»
- Тема 6. «Этика взаимоотношений в коллективе» Тест «Конфликтная ли Вы личность?»
- Ключ к тесту.
- Методика «Определение способов регулирования конфликтов» (тест к. Томаса)
- Краткая характеристика типов разрешения конфликта
- Тест Тимоти - Лири
- Тема 7. «Проведение служебного совещания» Тест «Умеете ли Вы вести деловое обсуждение?»
- Ключ к тесту.
- Тема 9. «Правила деловой переписки и телефонных переговоров» Тест 1. «Телефонные разговоры»
- Тест 2. Телефонные переговоры.
- Деловая переписка.
- Тема 1. Этика деловых отношений: сущность, принципы, функции………3