Генетический скрининг
Генетический скрининг (массовое генетическое обследование людей) имеет целый ряд медицинских и биологических аспектов. В частности, он связан с наследственной патологией. Наследственные болезни и ранее относились к одной из приоритетных проблем этики и деонтологии. То, что наследственные болезни во многих случаях длятся всю жизнь и, более того, передаются из поколения в поколение и нередко имеют достаточно тяжкие проявления, неизбежно порождает многочисленные проблемы.
С появлением репродуктивных технологий и генной инженерии возникла реальная возможность воздействия на наследственные заболевания. Речь идет о том, что после оплодотворения яйцеклетки in vitro (на ранней стадии) эмбрион до его переноса в матку может быть протестирован по ДНК на предмет наличия хромосомных или генных нарушений, которые бы могли в последующем обусловить наследственные заболевания (что и есть один из типов генетического скрининга). При обнаружении такой патологии эмбрион не переносится в клетку, а используется для научных исследований или уничтожается. Эмбрион в матку пересаживается лишь при подтверждении его генетической полноценности. Таким образом, существует и
186
187
может быть использована реальная возможность исправлять наследственность, устранять грехи природы.
Казалось бы, что это не должно вызывать ни у кого возражений, поскольку польза не вызывает сомнений. На деле же генетический скрининг данного типа имеет целый ряд оппонентов. Во-первых, высказывается мнение, что здесь речь идет о евгенике, а евгенические действия с целью исправления человеческой личности не допустимы с моральной точки зрения. Во-вторых, существуют люди, считающие, что в жизни общества генетика воплощает существующее биологическое неравенство, необходимо примириться с этим генетическим бременем человечества и поэтому не следует заниматься генетическим скринингом эмбриона и исправлением дефектов.
Выслушивая противников данного типа генетического скрининга, нельзя не выслушать и его сторонников. Как говорится, "Audiator et altera pars!"
Во-первых, сторонники указывают на существование разных евгеник. Практика, которая направлена на устранение генетических дефектов у людей, подверженных тяжелым генетическим болезням, носит название негативной евгеники (т. е. евгеники, устраняющей негативные генные влияния). Есть еще и позитивная евгеника, которая близка к скандально известному в мире значению этого слова — "улучшение физических или психических качеств здорового человека путем селекции и контроля передачи наследственных факторов" (так сказать, превращение любого человека в интеллектуала типа Эйнштейна или красотку типа Мэрилин Монро).
Нельзя не видеть наличия огромной моральной пропасти между этими двумя видами евгеники. В негативной евгенике добро превалирует над возможными отрицательными моментами. Позитивная же евгеника — это манипуляции с целью изменить поведение или моральные установки личности, что, несомненно, несет в себе большие моральные издержки. Негативная евгеника — это мир поиска устранения заболеваний, которые калечат людей, ограничивают их жизнь, а позитивная — попытка встать на скользкий путь идеалистических попыток усовершенствовать человеческий род.
Во-вторых, у тех, кто требует примирения с генетическим бременем человечества, явственно проглядывает завуалированная уступка позиции церкви, по которой все, что ни дал Бог, то хорошо, и что никто не имеет права вмешиваться в деяния Творца, тем более исправлять предопределенные свыше дефекты и т. д. Если принять такую точку зрения, то недопустима любая медицинская деятельность, потому что болезни — также дело рук Творца и их лечение направлено против его воли.
В-третьих, в чисто моральном плане данный тип генетического скрининга отражает законные права супругов (или жен-
щины) использовать для своего здоровья, семейного или иного благополучия достижения научного прогресса, о которых говорится во "Всеобщей декларации прав человека" и "Пакте об экономических, социальных и культурных правах".
Другим типом генетического скрининга является возможность выбора пола будущего ребенка на стадии эмбриона при ЭКО или пренатальной диагностике естественно зачатого ребенка. Этот тип скрининга также вызывает ожесточенную критику ряда лиц. Высказывается опасение, что разрешение такого действия может привести к искажению в соотношении полов. Дело в том, что в ряде наций (например, в кавказской) издавна отдается явное предпочтение рождению сына. Это и вызывает опасение, что длительная практика подобного рода может привести к диспропорции полов. Кроме того, некоторые люди отрицательно относятся к такому процессу рождения человека. Они заявляют, что нельзя выбирать эмбрион подобно автомобилю у дилера.
Противникам выбора пола противостоят другие, защищающие генетический скрининг с этой целью. Указывается на то, что, во-первых, даже кавказцы не хотят иметь только сыновей в семье. Во-вторых, отмечается, что противники выбора пола совершенно забывают свой же принцип: "Права личности выше прав общества". Мать или родители здесь должны иметь абсолютную автономию, и никто не имеет права вмешиваться в их решение о выборе пола своего ребенка.
Не может быть никакого сомнения, что такое деяние никак не повлияет на популяционное равенство полов, поскольку будет равное число желающих иметь как мальчиков, так и девочек, и этот процесс сам уравновесит себя. Но, даже если бы этого не было, процент желающих родить ребенка только определенного пола будет столь малым по сравнению с естественным ходом определения пола, что он не окажет никакого влияния на соотношение полов.
Выше уже указывалось на тщетность попыток правителей мира остановить научный прогресс и приносимые им блага для индивидуума. Почему бы, если этого страстно желают супруги, не разрешить им выбор пола будущего ребенка? В Америке уже поняли это и в 2005 г. [Mednovosti.ru, 2005] клиники репродукции получили разрешение на выбор пола будущего ребенка, правда, пока оговорив это рядом условий.
Выбор пола будущего ребенка разрешен тем супружеским парам, которые уже имеют ребенка и второго хотят другого пола. Кроме того, такое право может осуществляться лишь, если женщина проходит процедуру искусственного оплодотворения.
С точки зрения вышесказанного несколько неясна позиция Конвенции Совета Европы, которая в статье 14 без всякого обоснования запрещает выбор пола ребенка.
188
189
Позиция ВМА в этом вопросе примерно такая же. В "Заявлении" 39-й ассамблеи (1987) указывается, что ВМА предлагает не вмешиваться в процесс оплодотворения с целью выбора пола плода, кроме тех случаев, когда речь идет о профилактике сцепленных с полом врожденных патологий.
В обоих этих случаях, несомненно, присутствует уступка религиозным деятелям, что едва ли можно признать моральным.
Однако все указанные выше споры едва ли остановят процесс оплодотворения в пробирке с генетическим скринингом на стадии эмбриона на наличие генетической патологии. В США к концу 2000 г. родились уже 300 детей, подвергшихся генетическому скринингу ("Медицинская газета", 29 декабря 2000 г.).
Генетический скрининг выполняет и другую функцию — пренатальную диагностику заболеваний у эмбрионов, зачатых в браке. Такая диагностика может быть проведена или по просьбе здоровых родителей, или при наличии признаков каких-либо заболеваний. Эти технологии также приводят к возникновению определенных этических проблем. Например: как быть в том случае, если у плода по ДНК-диагностике выявлен тот или иной дефект, а мать не желает вмешательства для предотвращения патологии (конфликт "мать — плод")?
Из мирового опыта следует, что мать почти всегда принимает предложения в пользу здоровья плода, особенно если ожидается большая польза для него и имеется малый риск для нее самой. Тем не менее находятся и такие матери, которые отвергают вмешательство. В связи с этим можно сказать, что в такой ситуации вмешательство позволительно только с ясно выраженного согласия матери. Права матери в данной ситуации считаются предпочтительными, даже если ее решение идет во вред плоду. Правда, высказывается мнение о том, что в такой ситуации врачу следует обратиться в этический комитет или даже к юристу. Однако едва ли права этих лиц в данной ситуации выше права выбора матери (родителей) на ее жизнь, свободу и автономию.
Такая же ситуация создает еще одну этическую проблему, называемую в литературе "правом плода не быть рожденным" и связанную с вопросом: что лучше — смерть или жизнь с тяжкими страданиями? Именно в этой ситуации бескомпромиссное утверждение принципа "святости жизни" увеличивает число тех несчастных, в жизни которых не предвидится ничего, кроме страданий.
Такая ситуация внешне очень напоминает ситуацию с эйтаназией с той лишь разницей, что зародыш (плод) здесь сам ни о чем не подозревает и не может решать вопроса о своей жизни и смерти. В данном случае такими судьями выступают исследователи, обнаруживающие патологию, и мать (родители), решающая свою судьбу.
Трудности выбора в этой ситуации несомненны, и дать однозначные рекомендации не представляется возможным. Трудности усугубляются еще и тем, что в такие ситуации вмешиваются религиозные деятели, считающие, что на все божья воля, вмешательство в таинство природы или в божий замысел кощунственно. Все-таки в подобных обстоятельствах главным судьей должны оставаться мать или оба родителя.
Современная техника пренатальной диагностики также порождает этические проблемы. Она предполагает получение материала плода через амниоцентез, при котором не исключено непреднамеренное прерывание беременности, т. е. нанесение непоправимого вреда ребенку и ухудшение здоровья матери. Следовательно, необходимо предварительное обсуждение процедуры с матерью, разъяснение трудностей и получение информированного согласия на процедуру.
В последние годы в этом отношении появляются сообщения ученых о новых методах пренатальной диагностики, которые облегчат эту проблему, сведя ее до простого взятия небольшого количества крови у беременной. Известно, что в определенный промежуток времени в крови матери появляется ДНК ребенка, хотя и в очень малой концентрации. Однако этого количества вполне достаточно, чтобы определить возможные генетические дефекты будущего ребенка. В 2005 г. ученые из Гонконга заявили, что им удалось найти генетические маркеры ДНК ребенка, находящиеся в крови матери. Если это сообщение окажется верным и ученые научатся находить и выделять ДНК ребенка из крови матери, вопрос безопасного генетического скрининга будет решен. Это снимет целый ряд этических и юридических проблем самой процедуры пренатальной диагностики, хотя и при этом религиозные деятели не откажутся от своих догм и останутся моральные проблемы вмешательства при обнаружении патологии.
В вопросе генетического скрининга существенны фундаментальные моральные проблемы — принцип автономии (любой генетический скрининг должен быть основан на добровольном информированном согласии участников) и конфиденциальности (запрет на предоставление полученной информации кому бы то ни было без согласия участника). Эти принципы представляются аксиомами, не подлежащими обсуждению.