Этот постулат приводится и светскими лицами: клонирование подорвет основы естественного воспроизводства и института семьи.
В данном постулате неверны и церковные, и светские мотивы отрицания клонирования. Церковные догмы о "божественном" происхождении жизни, сотворении человека и недопустимости вследствие этого вмешательства в "акт творения" не могут быть приняты всерьез ни наукой, ни обществом. Никакой проблемы надругательства над достоинством человека в клонировании также не усматривается, и угрозы браку и семейному институту клонирование также не несет. Даже если оно будет разрешено и будет практиковаться, как говорится, "на всю катушку", клонирование никогда и никак не заменит обычное воспроизведение человека через брак. Оно также не может внести сколько-нибудь существенные коррективы ни в вопросы гражданского права, ни в демографию. Слишком мизерны, трудны и непривлекательны возможности клонирования перед естественным процессом. Любовь на земле не переведется от введения клонирования.
Мне неизвестна позиция исламистов по вопросам клонирования человека, но можно косвенно предугадать ее. Как известно, при рождении всякие боги (Христос ли, Аллах ли или многочисленные "боги" многобожников) должны дать ребенку "душу". А кто же даст душу клонированному? Его ученый "родитель" не может этого. А раз так, то исламисты, разумеется, будут против клонирования. Кроме того, исламисты заранее
предвещают такому человеку дорогу в ад, ибо с ведущего в мусульманский рай моста Сират, который "тоньше волоса и горячее пламени", неверующий в ислам обязательно попадет в ад.
Клонирование имеет и более благоприятный аспект. Речь идет о том, что путем клонирования могут быть выращены человеческие ткани (а возможно, и органы), годные для трансплантации. Такое клонирование еще называют терапевтическим, и оно встречает у правительств больший оптимизм и уступчивость. Ученые во многих странах работают в этом направлении. Тот же вышеназванный Р. Сид собирается в своих клиниках клонировать человеческие органы для трансплантации. Австралийские ученые требуют разрешения на подобные эксперименты. Немецкие ученые выступают за легализацию клонирования клеток и тканей человеческого организма для лечебных и научных целей. ВОЗ также стоит за необходимость развития данного раздела клонирования.
Статья 1 принимаемого в России Федерального закона "О временном запрете на клонирование человека" (2002 г.) гласит: "Следует ввести временный, сроком на 5 лет, запрет на клонирование человека. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на клонирование иных организмов". Таким образом, он не запрещает научных исследований по клонированию животных, а также выращиванию тканей для трансплантации.
В данном вопросе русское православие, видимо, занимает разумную позицию. Вот его мнение, отраженное в вышеприведенном "Заявлении..." Совета по биоэтике Московского Патриархата: "Что же касается клонирования изолированных клеток и тканей живых организмов, равно как и использования целого ряда современных молекулярно-генетических методов, то против этих технологий не может быть возражений, поскольку они не нарушают суверенитета человеческой личности и весьма полезны в научно-исследовательских работах, медицинской и сельскохозяйственной практике". Правда, остается неясным, как соотносить это с другим абзацем данного заявления, где выдвигается требование установления запрета на любые исследования и разработки в этой области, и другим заявлением этого же Совета о недопустимости работы с эмбрионами человека.
Полный запрет на исследования на эмбрионах и зародышевых тканях не продиктован принципами и законами, защищающими права человека. Напротив, такой запрет может противоречить реализации других прав человека. Полный запрет на исследования придает не обладающим сознанием биологическим тканям такие же и даже большие права и достоинство, как и реально живущим человеческим личностям. Защита эмбрионов и зародышевых тканей от "исследований" не только игно-
184
185
рирует научную и социальную пользу, которую могут принести такие исследования, но и закладывает концептуальную основу для постепенного разрушения права женщин на репродуктивную автономию.
Есть в мире и ученые, и общественные деятели, считающие необходимым установление на международном уровне юридических рамок и для таких исследований. Согласие на основе осведомленности, ограничение времени проведения исследований, запрет на коммерциализацию — вот некоторые методы, к которым прибегли другие государства, чтобы обеспечить обращение с эмбрионами и зародышевой тканью с определенной долей уважения, но не в ущерб реализации других прав человека.
Выращенные путем клонирования ткани и органы (в случае, если ядерный материал получен от больного реципиента) будут на 100 % совместимыми при пересадке. Они не будут отторгаться организмом, хорошо приживутся. При этом отпадет необходимость в очень дорогом и не безразличном для организма пожизненном лечении иммуносупрессорами. Это откроет путь к настоящим фантастическим достижениям трансплантологии и излечению ряда заболеваний, поэтому данный раздел клонирования, возможно, и требует принятия решений о его рамках на международном уровне, однако сулит человечеству огромные выгоды, а следовательно, является высокоморально приемлемым аспектом проблемы клонирования.