Генная и фетальная терапия
Расшифровка генома человека и развитие генно-инженерных технологий открыли широкие перспективы и перед лечением ряда заболеваний. При помощи современных технологий возможно введение в генетический аппарат соматических кле-
190
191
ток больного человека "здоровых" генов вместо "больных" и, таким образом, излечение его от целого ряда тяжких наследуемых болезней. Цель такой терапии — улучшение состояния, жизни, здоровья человека — следует признать нравственной и приемлемой для медицинского этоса.
К сожалению, и здесь не все так просто. Как известно, "переносчиками" "здоровых" генов в соматические клетки являются различные ретровирусы, аденовирусы, вирусы герпеса. Это, во всяком случае на данном этапе развития технологий, в свою очередь ведет к появлению ряда биоэтических проблем. Так, при этом гены направляются вслепую, и их вживление в клетки-мишени с тем или иным генетическим дефектом проблематично. Не достигнута устойчивая экспрессия новых генов в клетках донора, не решены вопросы безопасности вводимых в организм вирусов, новых генов для данного индивида и его потомства. Моральна ли в таком случае сама генная терапия? Не преобладает ли риск над пользой? Нерешенными остаются очень актуальные для России этические проблемы справедливого распределения ресурсов для генной терапии, преодоления регионального эгоизма и многое другое.
Как известно, в последние годы в мире, в том числе и в России, получила широкое распространение так называемая фе-тальная терапия. Речь идет о применении материалов эмбриона, полученных при аборте, с лечебной целью. Эта процедура также порождает целый ряд этических вопросов. Всем хорошо известно, что фетальная терапия ныне является платной, и проводят ее, само собой разумеется, врачи. Это одна из серьезных этических проблем. Как известно, статья 21 Конвенции Совета Европы ("Запрет на извлечение финансовой выгоды") гласит: "Тело человека и его части не должны в качестве таковых являться источником получения финансовой выгоды". Косвенно об этом говорится и в статье 47 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан". В соответствии с этими законами платежи и другие формы вознаграждения и компенсации, связанные с введением эмбриональных тканей, должны быть запрещены, за исключением возмещения реальных расходов на получение, хранение, подготовку и транспортировку тканей. В настоящее время такие ткани широко используются также с косметическими целями и для омоложения, тогда как это также считается недопустимым.
Проблемой, подпадающей под "юрисдикцию" биомедицинской этики, является вопрос информированного согласия женщины, от которой получают фетальные ткани. Эмбриональные ткани, полученные в результате искусственного аборта, не должны быть использованы в медицинских целях, если заранее не было получено согласие беременной женщины. Это оговорено статьей 1 "Закона о трансплантации ..." РФ № 4180-ЦД) 1992 г.: "Условия и порядок трансплантации органов и(или)
192
тканей человека: Трансплантация органов и(или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора"..., а также в статьях 19, часть 2, и 22 Конвенции. Статья 19: Общее правило: 2. Необходимо получить конкретное согласие, предусмотренное в статье 5. Такое согласие должно даваться либо в письменной форме, либо в соответствующей официальной инстанции. Статья 22: Возможное использование изъятых частей тела человека: "Любая часть тела человека, изъятая в ходе медицинского вмешательства, может храниться и использоваться в целях, отличных от тех, ради которых она была изъята, только при условии соблюдения надлежащих процедур информирования и получения согласия".
Кроме того, для исключения злоупотреблений не допускается направленное пожертвование эмбриональной ткани. Беременной женщине запрещается указывать получателя трансплантата эмбриональной ткани. Запрещается трансплантация с использованием эмбриональных тканей, полученных от члена семьи, друга или знакомого. Необходимо соблюдать анонимность донора и реципиента. Донор не должен знать, кто получает ткань, и в свою очередь реципиент и группа по пересадке не должны знать донора.
Наличие этических и юридических проблем в проведении фетальной терапии, особенно в России, не вызывает сомнения. В 4-м номере журнала "Бюллетень экспериментальной биологии и медицины" за 1994 г. помещен целый ряд статей по фетальной терапии. Данные работы выполнены сотрудниками Международного института биологической медицины, НИИ морфологии человека РАМН, Института биологии развития РАН, Института молекулярной биологии РАН, Научного центра перинатологии, акушерства и гинекологии РАМН, отделения гинекологии и патологии беременных Ростовского НИИ акушерства и педиатрии, НИИ педиатрии РАМН, Московского НИИ скорой помощи, Кардиологического научного центра РАМН, Института иммунологии МЗ РФ. Ни в одной из этих работ нет даже упоминания о том, что было получено информированное согласие лиц, у которых брались фетальные ткани. Между тем в годы выполнения этих медицинских экспериментов уже были приняты вышеуказанные законы о трансплантации, не говоря уже об этической стороне таких экспериментов с фетальными тканями.
Нельзя не обратить внимания на еще одну моральную сторону фетальной терапии. Речь идет о возможности заразить реципиента различными инфекциями. До введения фетальных тканей реципиентам они должны быть тестированы на ВИЧ-инфекцию, вирусы гепатита А, В и С, парвовирусы, вирусы простого герпеса, цитомегаловирус и др. Вот один из примеров, как должны проверяться фетальные ткани. Украинские ученые материал, полученный в Киеве, отправляют в жидком азоте в
193
13-4787
Институт криобиологии в Ноттингеме, где с помощью генетических тест-систем он проверяется на самые различные вирусы и инфекции. В случае подтверждения чистоты материала Институт регенерационной медицины (Барбадос) выдает сертификат, после чего он и может быть использован для терапии [Медицинская газета, 2006].
Любому человеку ясно, насколько это дорогая процедура. Можно ли поклясться, что такой контроль осуществляет хоть одна клиника в России, в которой проводят фетальную терапию? Вернее, при нынешнем состоянии морали поклясться могут все, только можно ли им поверить ...
Те, кто занимается фетальной терапией, должны иметь тесную связь с этическим комитетом того региона (города), где они ее практикуют. Необходимо заметить, что использование эмбриональных материалов в медицинских и лечебных целях — развивающаяся область не только медицинской науки, но и законодательства, и в ней еще много нерешенных проблем.
Здесь нельзя не коснуться также мнения церкви в данном вопросе. Оно изложено в "Основах социальной концепции Русской православной церкви", принятых на Юбилейном Архиерейском соборе, прошедшем в Москве 13—16 августа 2000 г. Церковь считает фетальную терапию, т. е. употребление тканей и органов абортированных человеческих зародышей, безусловно, неприемлемой. В комментариях этот вывод едва ли нуждается.
В ряде других стран вопросы использования фетальных тканей также решаются примерно в вышеуказанном контексте. В законодательстве Швеции говорится: "Ткани, полученные от абортированного плода, могут быть использованы для медицинских целей. Прежде чем такой материал будет использован, необходимо получить согласие женщины, которая носила плод, и прежде чем женщина даст согласие, она должна быть проинформирована о предполагаемых манипуляциях и о том, как будут использованы извлеченные ткани".
Другие страны подходят к данному вопросу более жестко. В испанском законодательстве записано: "Прерывание беременности никогда не должно иметь своей целью донорство и последующее использование эмбриона или плода или их биологической структуры".
Законодательство и политика некоторых стран полностью запрещают исследования на эмбрионах. Эти законы и политика обычно основаны на предпосылке, что эмбрион имеет такой же моральный статус, как и человеческая личность. Эмбрионы по такому законодательству рассматриваются так, как если бы они обладали такими же правами и пользовались такой же зашитой, как и живорожденные дети.