Клонирование
В последние годы XX столетия весь мир был взбудоражен и шокирован известием о клонировании животных — овечки Долли в Англии, затем других животных в различных странах. Что же такое клонирование?
Статья 2 Федерального закона "О временном запрете на клонирование человека" дает следующее определение: "Клониро-
176
вание человека — создание человека, генетически идентичного другому живому или умершему человеку, путем переноса в лишенную ядра женскую половую клетку ядра соматической клетки человека". Как известно, половые клетки женщины и мужчины содержат лишь половинный набор генетического материала. При естественном образовании эмбриона эти половинки сливаются. В результате вновь возникшая жизнь несет в себе черты и матери, и отца.
Практически клонирование производится следующим образом: берется половая клетка живого существа, и из нее удаляется имеющийся там половинный генетический материал (ядро). Затем туда пересаживается ядро не половой, а соматической (от греческого слова "сома" — тело), т. е. какой-нибудь клетки из органа или ткани клонируемого существа, несущее в себе полный генетический материал. Далее путем воздействия слабых электрических разрядов достигается сращение нового ядра с цитоплазмой. В образовавшейся таким образом гамете генетические механизмы запускают деление. Если эту искусственно созданную зиготу пересадить в матку, то из нее развивается живое существо. Это и есть клон, и он несет в себе генетический материал только одного человека, того, от которого было взято ядро, хотя незначительная часть (доли процента) генетического материала, происходящего из митохондрий цитоплазмы, в нем присутствует и от донора яйцеклетки.
Хотя теоретические основы клонирования были известны давно, практическое клонирование низших позвоночных впервые удалось в 1952 г. Эпоха клонирования высших позвоночных началась в 1996 г., когда шотландскими учеными во главе с Янгом Уилмутом путем клонирования удалось вывести овцу, получившую имя Долли. Этот факт вызвал бурную реакцию ученых и активно оспаривался. Однако генетический анализ подтвердил, что она является клоном, а затем было клонировано еще много животных. В 1998 г. было сообщено, что американским ученым на Гавайях удалось клонировать 50 мышей, в Японии — 8 телят от одной коровы, а затем и свиней. В феврале 2002 г. в Техасском университете был клонирован котенок Сиси. По этой же методике уже создаются человеческие
эмбрионы.
Фантастические возможности клонирования человека очевидны. Вот теоретический пример. У женщины берут яйцеклетку, удаляют из нее ядро, затем имплантируют ядро из ее же соматической клетки. После этого образовавшуюся таким образом гамету побуждают к делению и вновь пересаживают в матку женщины. Доносив такой плод, женщина родит "саму себя". Гамета может быть создана из соматических клеток ее детей, тогда она родит их копии и т. д. Каждый может до-фантазировать возможности этой технологии для человека. Кстати, следует заметить, что в процессе генетических мани-
177
пуляций имеется также возможность выбора пола будущего человека.
Для животного мира эта технология может иметь очень далеко идущие последствия. Ведь генетический материал — хромосомы, в которые "упакована" вся информация о живом организме, на основе чего и может быть воспроизведено то или иное существо, — в определенных условиях могут оказаться устойчивыми. Например, в условиях вечной мерзлоты могут сохраниться ткани различных доисторических животных. Теоретически, взяв ядро из их клеток и яйцеклетку нынешних их далеких потомков, можно клонировать такое доисторическое существо, скажем, вымершего мамонта или какого-нибудь саблезубого тигра. Разумеется, сегодня это не более чем фантастика. Однако кто поручится, что это не будет осуществлено в будущем? Правда, многие ученые все же считают, что хромосомы ДНК погибших организмов очень быстро претерпевают необратимые изменения, и поэтому никогда никакое клонирование вымерших животных не будет возможно.
Прежде чем обсудить этические проблемы, связанные с клонированием, необходимо сказать о следующем. Нередко в наших СМИ можно прочитать, что при клонировании будут получены абсолютно идентичные копии тех людей, от которых было взято клеточное яйцо. На самом деле — это большое заблуждение. Физически, чисто внешне и по некоторым биологическим реакциям, возможно, это будет один и тот же человек. Он может быть сильно похожим на того, кто дал свои клетки для клонирования (хотя даже это, как выражается молодежь ныне, не факт). По-видимому, ряд реакций, подконтрольных низшим отделам нервной системы (вегетативной нервной системе), у копии могут быть идентичными таковым оригинала. Однако все, что касается деятельности высших отделов нервной системы — интеллекта, памяти, мышления и т. д., у копии никак не будут идентичными оригиналу. Вся высшая нервная деятельность в значительной мере зависит от общественного воспитания и образования человека. А это повторить в копии абсолютно нереально. К моей копии не перейдут ни мои знания, ни мои переживания, ни мои потаенные мысли, ни мой опыт, ни моя индивидуальность — ничего из того, что делает меня профессионалом и личностью. Не перейдут к ней мои друзья, мои привычки, выработавшиеся в течение жизни, мое чувство той родины, где я родился. Даже здоровье у клона будет другое, поскольку оно также во многом зависит от индивидуальных установок, занятий физической культурой, места проживания, социальных факторов и т. д. Поэтому, по большому счету, это будет похожий внешне, но абсолютно другой человек. Кроме того, желающего клонировать самого себя взрослого человека поджидает еще злодейка-время. Взрос-
178
лый человек попросту может умереть, так и не дождавшись, пока подрастет его копия. Таким образом, можно видеть спекулятивность мнения, нередко озвучиваемого в печати, что клонированием можно достичь личного бессмертия.
Тем не менее клонирование — одно из самых фантастических деяний человека, реально приближающее его к тому, что называют "богом". Соответственно оно рождает целый ряд морально-этических проблем.
Несомненно, что клонирование потребует внесения определенных изменений в гражданский, семейный и другие кодексы, разработки юридических и правовых вопросов родившихся таким образом людей. Действительно, кем будет приходиться женщине родившийся из ее соматической клетки другой человек — мужчина или женщина? Каков будет их статус в семье? Кем будет приходиться такое существо мужу этой женщины? Как будет заполнена в метрике графа об отце такого существа? И т. д. и т. п. Все эти вопросы составляют один из этических моментов клонирования — так называемую неопределенность положения клонированного ребенка по отношению к родителям.
Данный этический вопрос представляется решаемым. Во-первых, родителями ребенка будут люди, давшие яйцеклетку и ядро. Во-вторых, здесь нужна толерантность, изменение общественной позиции в этих вопросах и кропотливое их решение. Будут сложности? А что, сегодня мало на земле сложностей по другим аспектам? Неужели клонирование — самое трагедийное для человечества явление?
Другое дело, что у клонированных (если они когда-нибудь будут) людей может быть множество проблем на правовом, юридическом и особенно на моральном — бытовом и индивидуальном уровнях. Это прежде всего травма психики таких людей кишащими вокруг современными неандертальцами с внешностью homo sapiens. Это и кривые взгляды, и кривые улыбки, это и тычки пальцем, и "услуги" в виде звонков по телефону, и прямая травля, и многое, многое другое. Для избежания этого потребуется строжайшая конфиденциальность происхождения таких людей.
Скажем, на правовом уровне можно выработать приемлемые документы об их статусе. Но как быть с фактом отсутствия у них родителей? Записывать выдуманных родителей? Воспитывать их с момента рождения в семьях, которые захотят их принять? Есть еще тысячи этических и юридических проблем, которые возникнут, если клонирование человека будет когда-либо осуществлено. Эти факторы рождают другой этический вопрос клонирования: можно ли воспроизводить человека, у которого неясна самобытность личности и возникает возможность ущерба для его психологического развития?
В связи со всем этим вопрос о клонировании активно об-
179
12*
суждался на уровне правительств многих стран. Совет Европы дополнительно к Конвенции о правах человека и биомедицине принял протокол о запрете клонирования человека. К этому же призывает и статья 11 "Всеобщей декларации ООН по геному и правам человека": "Не допускается практика, противоречащая человеческому достоинству, такая как практика клонирования человеческой особи. Государствам и компетентным организациям предлагается сотрудничать с целью выявления такой практики и принятия на национальном и международном уровнях необходимых мер в соответствии с принципами, изложенными в настоящей Декларации".
Межправительственный комитет по биоэтике ЮНЕСКО (Париж, 2001) призвал государства — члены Организации "принять соответствующие меры, в том числе и законодательного и регламентирующего характера, с целью эффективного запрещения репродуктивного клонирования человека".
По-видимому, под влиянием этих документов к 2005 г. 30 государств (Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Китай, Норвегия, Тунис, Франция, Япония и др.) приняли жесткие законы, запрещающие клонирование человека. Так, во Франции нарушивший закон может попасть за решетку на 20 лет, в Японии — на 10.
В марте 2005 г. Генеральная Ассамблея ООН также запретила клонирование человека, в том числе и эмбриональных клеток. Однако тут же Великобритания, Япония, Южная Корея заявили, что в этих странах не будет прекращено терапевтическое клонирование. Таких же взглядов придерживаются в Швейцарии, Испании, Франции.
Примерно в августе—сентябре 2001 г. Председатель Правительства РФ М. Касьянов внес в Федеральное собрание законопроект "О временном запрете на клонирование человека", который был принят и вступил в силу 20 мая 2002 г. Речь идет о пятилетнем моратории. Таким образом, Россия присоединилась к странам, которые объявили мораторий на прямое клонирование человека.
Такая позиция ряда стран, по-видимому, не лишена рационального зерна, однако не следует забывать, что одно дело теория и совсем другое — практика. Вспомним знаменитое черномырдинское "хотели как лучше, получилось как всегда". Суровость российских законов и по сей день смягчается необязательностью их исполнения. Кроме того, мы постоянно забываем историю. А история учит, что последствия открытий неумолимы, самое большое, что можно сделать, — это временно их притормозить. А затем они проявятся обязательно. Невозможно остановить развитие науки. Если преградить ей путь в одном направлении, — она пробьется в другом, обойдет любую преграду. Так что никакими мораториями запретить клонирование скорее всего не удастся. Как говорится, "так было, так будет".
180
Факты свидетельствуют, что работы по клонированию не будут прекращены. В 2001 г. некая компания "Клонэйд", располагающаяся в США и зарегистрированная на Багамских островах, где нет запрещающих законов, обещала начать клонирование человека. Руководителем компании выступает некий Клод Форильон (по другой транскрипции Ворильон, что может быть знаменательно!), он же мессия Раэль, образовавший религиозную секту. Он предполагает использовать для клонирования женщин своей секты. Рекламные и другие трюки этой фирмы напоминают хорошо известные российские "пирамиды" для выманивания денег у доверчивых людей. Однако большинство людей никогда не делают выводов из прошлого опыта — по данным печати, создается впечатление, что компания процветает. У Форильона в последователях уже около 85 тыс. человек в разных странах. Есть сведения, что доверчивые родители единственной дочери, которая умерла от врожденного порока сердца, выделили компании 860 тыс. долл. Множество людей подают заявки на свое клонирование. В печати (АиФ, № 4, 2001 г.) опубликованы сведения, что уже на свое клонирование подали заявки трое россиян.
Эта секта в 2002 г. объявила, что она уже клонировала человека. Факты этого деяния не были подтверждены. Тем не менее это сообщение с тревогой было воспринято в мире. Так, Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура незамедлительно обратился к международному сообществу: "Эти известия, независимо от того, подтвердятся они или нет, еще раз заставляют нас задуматься о срочной необходимости сделать все возможное как на национальном, так и международном уровнях для запрещения экспериментов, которые являются не только рискованными в научном отношении, но и этически неприемлемыми, так как представляют собой недопустимое ущемление человеческого достоинства".
Несмотря на это, кроме таких сомнительных личностей, клонированием собираются заниматься и серьезные ученые. Так, чикагский ученый Р. Сид говорит о создании сети суперсовременных генетических клиник. В них наряду с экстракорпоральным оплодотворением будут проводиться генетический скрининг, а также клонирование редких животных, а в последующем и клонирование человека. В Австралии проектируется открытие центра по клонированию приматов для изучения технологий воспроизводства. 7 августа 2001 г. по первому каналу российского телевидения передавали сюжет, в котором известный итальянский гинеколог и эмбриолог Северино Ан-тинори объявлял, что он приступил к клонированию человека, что для этих целей себя предлагали более 1000 человек, из которых он отобрал более двухсот.
Планы Антинори тут же осудил Европейский союз, при-
181
грозивший ему запретом на профессиональную деятельность. Разумеется, его тут же осудили и в Ватикане. Темпераментный итальянец тут же обозвал Святейший престол сборищем мракобесов и ретроградов, а Европейскому союзу ответил, что он не собирается подчиняться запрету клонирования, и если это будет необходимо, то он продолжит работы даже подпольно, на судне, которое будет дрейфовать в нейтральных водах.
Что касается российского общественного мнения, то здесь также есть и противники, и защитники клонирования. Эти мнения, несомненно, отражают менталитет общества. Ряд творческих работников России выступают против клонирования (Ефим Шифрин, Вячеслав Тихонов, Маша Распутина). Особенно "интересны" взгляды последней. Она считает: "Клонирование — одно из сатанинских дел. Все это идет с Запада. Запад всегда ненавидел нас за нашу веру, за нашу духовность..." Пожалуй, с менталитетом Маши все предельно ясно.
Российский ученый мир также имеет различные мнения по данному вопросу. Очень интересна и продуктивна позиция проф. А. Зеленина, руководителя российской программы по расшифровке генома человека. Он считает, что всякие попытки запрета ни к чему не приведут и работы в этом направлении будут продолжаться. Как положительные моменты этого деяния он отмечает возможность гомосексуалистам и монахиням иметь детей (последним "без греха"), и с ним нельзя не согласиться. И. Пестов, заместитель председателя одной из секций Российского комитета по биомедицинской этике относится к вопросу сдержанно, не порицая, но в то же время и не поощряя этот процесс. Б. Юдин, доктор философии из Российского (РАН) национального комитета по биоэтике, считает необходимым установление моратория (временного запрета) на клонирование. Он считает, что за это время необходимо изучить все "за" и "против", разработать правовые, этические и другие механизмы клонирования.
В проблеме клонирования человека еще очень много "белых мест". Сегодня СМИ и даже некоторые ученые освещают проблему так, будто клонирование человека уже свершившийся факт. Однако то, что клонировано животное, еще вовсе не означает, что так же легко удастся клонировать человека. Все-таки человек по многим параметрам и особенно по центральной нервной системе, коре мозга значительно отличается от овцы или свиньи. Более того, даже в проблеме клонирования животных еще очень и очень много темных мест. В Америке клонированием животных занимается несколько фирм. Одна из них — Genetic Savings and Clone. Даже этой специализированной фирме клонирование кошки удалось лишь на 87-м эмбрионе после 86 неудачных попыток. Более того, ни ей, ни другим фирмам не удалось к 2005 г. клонировать даже собаку.
Пока же более или менее эффективным оказывается клонирование сельскохозяйственных животных, да и то вовсе не с первой попытки, а из родившихся клонов выживают буквально единицы. Тем более под очень большим сомнением остается возможность клонирования человека.
В последние годы обнаружено, что при клонировании возникают молекулярные нарушения некоторых генетических механизмов (в частности, метилирования ДНК), что может быть причиной нежизнеспособности человеческого клона. Тем более что и бедная Долли не оказалась долгожительницей. Неизвестно, как будет передаваться клону генетическая информация ядром соматической клетки, будет ли абсолютно чистым, "tabula rasa", мозг родившегося путем клонирования младенца, или он будет нести какую-то приобретенную информацию и т. д. Предстоит решить десятки и сотни различных медико-генетических проблем. Такая опасность для клонированного человека приводит к появлению этического вопроса — допустимо ли это деяние, если не решены вопросы технической и медицинской безопасности? Ответ на этот этический вопрос пока отрицателен.
Но парадокс состоит в том, что без прямого эксперимента решение этих вопросов не может быть найдено, невозможно сказать вообще, будет ли предпринято само клонирование человека и что из этого выйдет. Возможно, что пока официальная наука будет находиться под запретом, все эти вопросы и будет решать "теневое" клонирование. Как говорится, нет худа без добра.
Вообще в вопросе клонирования просматривается прямая аналогия с генетически модифицированными продуктами. Речь идет о презумпции виновности по принципу "как бы чего не вышло" и презумпции невиновности по принципу "бритвы Оккама" (см. ниже). Как и в случае с генетически модифицированными продуктами, все вопросы пользы и вреда клонирования можно познать, лишь допустив его существование. Иначе торжествует предвзятый принцип презумпции виновности.
Особую позицию по отношению к клонированию занимает церковь. Ниже приводятся выдержки из Заявления Церков-но-общественного Совета Московской Патриархии по биомедицинской этике "Об этической недопустимости клонирования человека" от 20 октября 1999 г.:
"Глобальный кризис, охвативший мир, в значительной мере вызван игнорированием этических критериев при принятии решений о направлениях научных исследований и путях использования их достижений. Восстановление согласия между духовно-нравственной жизнью человека и его научно-технической деятельностью сегодня не просто желательно, но и во многом предопределяет возможность дальнейшего существова-
182
183
ния человеческой цивилизации. Однако в недрах современной науки порой рождаются опасные проекты, среди которых особое место принадлежит идее клонирования человека... И с научной, и с религиозной точек зрения эта идея представляется абсолютно неприемлемой.
Ее практическая реализация разрушит естественную основу социальных отношений, вызовет катастрофическое изменение мировоззренческих установок в сторону дальнейшего обесценивания жизни каждого отдельного человека, который перестанет восприниматься как уникальное творение Божие.
Клонирование человека — аморальный, безумный акт, ведущий к разрушению человеческой личности, бросающий вызов Создателю, бунт против Бога, что не может не обернуться трагическими последствиями".
Совет считает, что единственной правовой нормой, способной оградить граждан Российской Федерации от опасности как очевидных, так и непредсказуемых отрицательных последствий клонирования человека, должна стать норма закона (не этики!), устанавливающая запрет на любые исследования и разработки в этой области. Церковь также считает, что клонирование подорвет основы "божественно" устроенного брака.