logo search
Лекции по психологии делового общения

7.1. Классификация деловых культур по р. Д. Льюису

Значительный интерес в этом плане представляет книга британского лингвиста Ричарда Д. Льюиса «Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию», которая является практическим руководством по общению с представителями различных культур и стран.

Свою книгу автор начинает с предисловия «Мы и Они», в котором без всяких комментариев приводит случай из своей практики. Он был руководителем английской языковой летней школы в Северном Уэльсе для взрослых слушателей из трех стран – Италии, Японии и Финляндии. Интенсивные занятия чередовались с вечерними развлечениями, а также экскурсиями по историческим и живописным местам.

Было запланировано восхождение на гору Сноудон в среду, но накануне лил сильный дождь. Около 10 часов вечера во время танцев к нему подошли финские студенты с предложением отменить экскурсию. Р. Д. Льюис согласился и объявил об отмене. Но его окружили протестующие итальянцы. Они стали эмоционально убеждать, что экскурсию отменять не стоит, она оплачена, а от мелкого дождика еще никто не умирал. Решили узнать мнение японцев. Те проявили большую тактичность: если итальянцы хотят в поход, то они с удовольствием присоединяться, но если путешествие отменят, они рады будут остаться и лишний день позаниматься. Итальянцы принялись высмеивать финнов, те хмурились, что-то бормотали и в конце концов согласились идти. Было объявлено, что экскурсия состоится. Дождь лил всю ночь и все утро. По расписанию автобус отправлялся в 8.30, в нем сидели 18 хмурых финнов, 12 улыбающихся японцев и ни одного итальянца. День был ужасным, дождь не прекращался, на вершине горы экскурсанты пообедали и побрели назад. Время было потеряно зря. К пяти часам вечера все вернулись домой, покрытые грязью, и увидели итальянцев, которые пили чай с шоколадным печеньем. Они благоразумно остались дома. Когда финны их спросили, почему, итальянцы ответили: «Так ведь шел дождь» [17, с. 5].

В данной ситуации ярко проявились национальные особенности каждой группы. Конечно, можно встретить вспыльчивых финнов, медлительных итальянцев, неприветливых японцев, однако, как подчеркивает автор, существует и «некая национальная норма» поведения людей.

Таким образом, Р. Д. Льюис условно разбивает культуры мира на три типа: моноактивные, полиактивные и реактивные.

Моноактивными исследователь называет культуры, в которых принято планировать свою жизнь, составлять расписание, организовывать деятельность в определенной последовательности, занимаясь только одним делом в данный момент.

К типичным представителям такой культуры относятся американцы, англичане, немцы, швейцарцы, шведы, датчане и др. Они считают, что при линейной организации труда можно действовать более эффективно и добиться значительно больших результатов.

К полиактивным культурам принадлежат подвижные общительные народы (итальянцы, латиноамериканцы, арабы и др.), которые привыкли делать множество дел одновременно, нередко не доводя их до конца. Они планируют очередность дел не по расписанию, а по степени относительной привлекательности, значимости того или иного мероприятия в данный момент. Полиактивных людей не очень заботит пунктуальность. Они считают, что реальность важнее, чем распорядок, устанавливаемый человеком, поэтому легко перестраиваются и часто меняют последовательность выполнения работ.

В полиактивной культуре, как и моноактивной, основным способом коммуникации является диалог.

Когда вместе приходится работать людям принадлежащим разным культурам, моноактивной и полиактивной, между ними может возникнуть взаимное непонимание, раздражение, что порой приводит к конфликтам, если одна сторона не приспособится к другой.

Реактивные (слушающие) культуры придают наибольшее значение вежливости и уважению. Представители этих культур – жители Японии, Китая, Тайваня, Сингапура, Кореи, Турции, Финляндии – предпочитают молча и спокойно слушать собеседника, осторожно реагируя на предложения другой стороны. Их считают лучшими в мире слушателями. Они организуют свою деятельность не по строгому и неизменному плану, а в зависимости от обстоятельств, реагируя на происходящие изменения.

Практически, они никогда не прерывают говорящего, а выслушав, не торопятся с ответом, не высказывают определенного мнения, пытаются прояснить намерения и ожидания говорящего.

В реактивных культурах предпочтительным способом общения является монолог – пауза – размышление – монолог. Большое значение придается именно паузе как изощреннейшей части разговора.

Представители реактивной культуры часто выражают свои мысли недомолвками, считая, что слушатель остальное дополнит сам, редко используют имена, что придает дискуссии безличный, неопределенный характер. Для Востока характерно отсутствие контакта глаз при общении. Восточная непроницаемость создает впечатление, будто обсуждение ни к чему не ведет. Сверхдолгое молчание и замедленные реакции заставляют западных людей думать, что их партнерам нечего сказать. А те порой просто не успевают полностью изложить свою точку зрения. Фактическое содержание их ответа – лишь малая часть его основного смысла. Поэтому туркам, японцам, финнам трудно выступать на международных встречах.

В процессе делового общения носители реактивной культуры нередко прибегают к излюбленной тактике – умалению своих достоинств, что, однако, совсем не связано со слабостью их позиции. Кроме того, они прекрасно владеют искусством невербальной коммуникации, редко бывают агрессивными и не стремятся к лидерству.

Интерес вызывает приведенная в книге таблица, в которой перечисляются общие характерные черты моноактивных, полиактивных и реактивных культур. Знакомство с ними позволит лучше понять своего зарубежного партнера и эффективнее построить взаимоотношения с ним.

Таблица 2

Общие черты представителей разных культур

Моноактивные

Полиактивные

Реактивные

1

2

3

Интроверт

Экстраверт

Интроверт

Терпеливый

Нетерпеливый

Терпеливый

Ровный

Словоохотливый

Молчаливый

Занят своими делами

Любопытный

Почтительный

Любит уединение

Общительный

Хороший слушатель

Систематически планирует будущее

Планирует только в общих чертах

Сверяет с общими принципами

В данное время делает только одно дело

Делает одновременно несколько дел

Реагирует по ситуации

Работает в фиксированное время

Работает в любое время

Гибкий график

Пунктуальный

Непунктуальный

Пунктуальный

Подчиняется графикам и расписаниям

График непредсказуем

Подстраивается под график партнера

Разбивает проекты на этапы

Дает проектам «наклады-ваться» друг на друга

Рассматривает картину в целом

Строго придерживается плана

Меняет планы

Вносит легкие коррективы

Строго придерживается фактов

Подгоняет факты

Утверждения носят характер обещаний

Черпает информацию из статистики, справочников, баз данных

Получает информацию из первых рук (устно)

Пользуется и тем и другим

Ориентирован на работу

Ориентирован на людей

Ориентирован на людей

Бесстрастен

Эмоционален

Ненавязчиво заботлив

Работает внутри отдела

Занимается делами всех отделов

Занимается всеми вопросами

Следует установленной процедуре

Использует связи

Непроницаемый, невозмутимый

Неохотно принимает покровительство

Ищет протекцию

Бережет репутацию другого

Поручает компетентным коллегам

Поручает родственникам

Поручает надежным людям

Завершает цепь действий

Завершает межличностное взаимодействие

Реагирует на действия партнера

Окончание табл. 2

1

2

3

Любит твердо установ-ленную повестку дня

Связывает все со всем

Внимателен к происходящему

Говорит коротко по телефону

Разговаривает часами

Умело обобщает

Делает записи на память

Делает пометки редко

Планирует медленно

Уважает официальность

Выискивает ключевую фигуру

Сверхчестный

Не любит терять лицо

Всегда готов извиниться

Не может потерять лицо

В споре опирается на логику

В споре эмоционален

Избегает конфронтации

Сдержанная жестикуляция и мимика

Несдерживаемая жестикуляция и мимика

Едва уловимая жестикуляция и мимика

Редко перебивает

Часто перебивает

Не перебивает

Разграничивает социальное и профессиональное

Смешивает социальное и профессиональное

Соединяет социальное и профессиональное