1.2. Деловое общение, его виды и структура
Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей, т.к. постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с организацией производства, с жизнью трудового коллектива, выполнением должностных и служебных обязанностей, заключением различного рода сделок, договоров, принятием решений, оформлением документов и т.д. Особую значимость оно приобретает для людей, занятых в управлении. Как показывают исследования в области менеджмента, на общение расходуется 80% рабочего времени руководителей всех уровней.
Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели [13, c. 118]. У делового общения должен быть конкретный результат – продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания.
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.
В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.
Различают два вида делового общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение (от лат. «verbalis» – словесный) осуществляется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации являются позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение пр.
Предметом делового общения является общее дело. Содержание делового общения составляет социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.
Целью делового общения является организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности. Помимо общей цели делового общения в нем можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения:
1) стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе от ответственности;
2) стремление к повышению своего жизненного уровня;
3) стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, избавиться от бремени иерархического контроля;
4) стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации [11, c. 11].
Деловое общение помимо основных целей имеет и психологические функции:
Связывающая – Я и Ты. Например, мы вместе пишем научную статью.
Формирующая – Я как ТЫ. Например, я учусь у Вас писать научную статью.
Подтверждающая – Я такой. Например, я понял, что я могу писать научную статью.
Эмоционально организующая – Мы. Например, как приятно работать вместе.
Отличительные особенности обстоятельств делового общения:
1. Общность целей, или мотивов, или деятельности.
2. Наличие общего социального пространства–времени: организация, группа, команда.
3. Взаимосвязанность участников – система социальных ролей и иерархичность общения.
4. Регламентация форм общения.
Понятие “деловое общение” подчеркивает целесообразность и возможность разведения субъективных желаний и объективных условий в процессе личного взаимодействия.
В случае делового общения желание общаться вторично по отношению к необходимости. Принудительность – главный признак, отличающий деловое общение от ритуального и межличностного.
Формальным контекстом делового общения выступает организация.
Организация – форма объединения людей, обладающая функциями и структурой, заданными внешней средой, существующая независимо от конкретных людей, в ней взаимодействующих.
Рассматривая социально-психологическую структуру делового общения, мы выделяем:
1) систему социальных ролей – начальники, коллеги, подчиненные, партнеры, клиенты, в которых выступают субъекты делового общения.
Начальник – человек, обладающий правом распоряжения в заданном социально-профессиональном пространстве–времени в силу внешних обстоятельств и наличия специальных свойств. Роль начальника требует способности, решать, организовывать, приказывать, контролировать, поощрять и наказывать.
Коллега – человек, находящийся с другим в одном профессиональном сообществе и близком социальном и служебном статусе. Эта роль предполагает отношения равноправия, профессионального взаимодействия, профессиональной лояльности и этики.
Подчиненный – эта роль требует способности исполнять, следовать правилам и повиноваться. Начальник и Подчиненный должны соблюдать дистанцию между собой.
Партнерские отношения – это отношения, в которых присутствует 1) осознание взаимовыгодности сотрудничества, 2) наличие общего пола деятельности в определенном пространстве – времени («нам не жить друг без друга»), 3) выработка стратегии поведения, позволяющей сохранить отношения и «лицо» каждого партнера.
Отношения «Фирма – Клиент» подчеркивают потребность и заинтересованность одного субъекта в поддержании отношений с другим.
2) систему психологических ролей разного уровня и содержания – творцы и исполнители, лидеры и конформисты, холерики и меланхолики, которые обуславливают особенности психологических реакций и поведенческого стиля участников общения;
3) систему условий реализации делового общения:
хронотоп общения – от первого контакта до окончания общения,
социальное пространство общения,
способы общения,
барьеры и нарушения общения.
Мотивы участников делового общения сводятся к трем основным группам:
1) достижение конкретного результата;
2) получение социально-психологических преимуществ – денег, власти, славы;
3) реализация в процессе совместной деятельности личных отношений – дружбы, любви, зависти, мести.
Роли в сочетании с мотивацией участников делового общения позволяют определить и закрепить языки и формы, в которых реализуются отношения между ними.
Деловое общение происходит в неком коммуникативном пространстве, пределы или границы которого можно представить следующим образом:
Я общаюсь с Вами только ради дела или Я общаюсь с Вами потому, что Вы мне приятны. На одном полюсе общение определяется его целью, на другом – получаемым удовольствием от общения вне зависимости от конкретной цели.
Я делаю это с Вами потому, что Вы мне приятны или потому, что иначе нельзя. В одних ситуациях делового общения мы имеем возможность выбрать себе партнера, в других – обречены на работу с ним. Как правило, мы выбираем деятельность или место работы, а не начальников, коллег и подчиненных.
Мы соблюдаем общепринятые нормы поведения, или нормы нашего круга, или наши личные формы общения.
Коммуникативные барьеры в деловом общении:
1. Комплекс неполноценности: профессиональной, психологической, административной. («Я не могу» или «У меня это не получается») Они не очевидны для партнера. Могут скрываться с помощью агрессии, замкнутости, застенчивости.
2. Принудительность общения, то есть необходимость общения с неприятными людьми.
3. Сложность и скрытость целей и мотивов участников.
4. Специфика организационного контекста – наличие корпоративной культуры и корпоративной этики [7, с. 17-23].
Существуют специальные ритуалы делового общения. Это деловые разговоры разного вида, деловая переписка, деловой этикет, атрибуты делового общения, вербальные и невербальные знаки и символы отношений, барьеров, защит и конфликтов. Например, в деловом разговоре принято обращаться друг к другу официально независимо от характера отношений партнеров вне работы. Кроме того, могут быть формы приветствия или места, занимаемые за столом, характерные именно для этой рабочей группы и символизирующие характер и иерархию взаимоотношений в ней. С помощью ритуальных форм: обращений, приветствий, комплиментов, мы можем усилить или ослабить результативность деятельности. Но в целом, в деловом общении целью и мотивацией является совместная деятельность, и потому оно не может быть сведено к внешним формам. Деловое общение включает в себя ритуальный уровень, но не сводится к нему.
Таким образом, деловое общение – один из видов коммуникации, в котором есть ролевой, межличностный и ритуальный аспект. Деловое общение отличается тем, что определяется внешними целями. Деловое общение – общение ради чего-то, лежащего за пределами самого общения. Деловое общение принудительно. Деловое общение – общение по строгим правилам, знание которых обязательно. Деловое общение формально обезличено, поэтому в деловом общении интересы и мотивы участников могут быть скрыты и нуждаются в расшифровке.
В деловом общении возможности выбора и изменения своей роли, форм общения и партнера значительно уже по сравнению с межличностным или ритуальным общением. Деловое общение происходит в определенном социальном пространстве–времени. Деловое общение реализуется в заданных формах: разговор, беседа, переговоры, совместная деятельность. Проблемы делового общения: трудности, нарушения, барьеры, конфликты, имеют свою специфику и собственные способы разрешения.
- 132 Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Тема 1. Деловое общение: содержание, структура, функции
- 1.1. Определение понятия «общение». Виды и функции
- Общения
- 1.2. Деловое общение, его виды и структура
- Вопросы и задание для самопроверки
- Тема 2. Невербальная коммуникация в деловом общении
- Вопросы и задания для самопроверки
- Тема 3. Психологическое влияние в процессе делового общения
- 3.1. Как установить позитивные отношения с собеседниками
- 3.2. Как управлять ситуацией и собеседником
- Вопросы и задания для самопроверки
- Тема 4. Формы делового общения
- 4.1. Деловая беседа как основная форма делового общения
- 4.2. Психологические аспекты переговорного процесса
- 4.3. Презентации
- 4.4. Ведение делового телефонного разговора
- 4.4.1. Инициатор телефонного разговора – ваш собеседник
- 4.4.2. Инициатор телефонного разговора – вы
- Вопросы и задание для самопроверки
- Тема 5. Конфликт в деловом общении
- Вопросы и задание для самопроверки
- Тема 6. Этикет делового человека и деловых отношений
- 6.1. Визитная карточка
- 6.2. Этикет приветствий и представлений
- 6.3. Искусство комплимента
- 6.4. Правила вручения подарков
- Вопросы а задания для самопроверки
- Тема 7. Национальные особенности делового общения
- 7.1. Классификация деловых культур по р. Д. Льюису
- 7.2. Национальные черты деловых людей
- Вопросы и задание для самопроверки
- Заключение
- Библиографический список
- Словарь терминов и определений
- Алфавитно-предметный указатель
- Белова Юлия Александровна Смирнов Максим Юрьевич деловое общение
- 644099, Омск, ул. Красногвардейская, 9