logo
Лекции по психологии делового общения

Словарь терминов и определений

Аттракция – привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эморциями.

Вербальная коммуникация(от лат. «verbalis» – словесный) – коммуникация, осуществляемая при помощи слов.

Влияние – процесс и результат изменений индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.

Деловая беседа – речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

Деловое общение– это вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-либо общего дела,создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.

Деловой стиль – ценностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий способ решения задач, выражения мыслей, характерная манера поведения с деловыми партнерами, типичные для данного человека приемы какой-либо работы.

Канальные факторы– внешне незначительные, но в действительности очень важные детали ситуации, создающие возможность для возникновения у человека того или иного поведения (например, публичное одобрение той или иной последовательности действий, первый решительный шаг в направлении нового поведения и т.д.) Термин введен американским психологом К. Левиным.

Комплимент– слова и выражения, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.

Контрсуггестия– психический механизм, противостоящий суггестии, барьер недоверия на пути внушающего воздействия.

Конформность – некритическое принятие человеком чужого мнения.

Конфликт столкновение сторон, имеющих противоположные цели, интересы, взгляды; серьезные разногласия, острый спор, приводящий к борьбе.

Невербальная коммуникация– коммуникация, осуществляемая при помощи, так называемых, невербальных средств общения (жестов, поз, мимики, движения глаз и т.д.).

Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

Организация – форма объединения людей, обладающая функциями и структурой, заданными внешней средой, существующая независимо от конкретных людей, в ней взаимодействующих.

Переговоры в деловом общении – это процесс взаимодействия сторон с целью достижения согласованного и устраивающего их решения.

Пейсинг – любая форма отражения другого человека, т.е. создание обстановки, в которой все, что он видит, слышит или чувствует, представляется ему правильным, хорошим и справедливым.

Психология делового общения – область психологии, изучающая: во-первых, влияние личностных качеств, таких как когнитивный стиль, темперамент, интроверсия – экстраверсия, характер, воля, способности, на поведение партнеров и результаты общения; во-вторых, особенности восприятия, понимания, коммуникативных барьеров и психологических защит; в-третьих, социально-психологические факторы потребности, интересы, ценности, мотивы субъектов общения; в-четвертых, подтекст, задний план реального поведения, обусловленный существованием субъективных, часто скрытых, целей участников общения.

Презентация – любое публичное представление чего-либо нового.

Проксемика – наука, изучающая расположение людей в пространстве во время общения.

Раппорт – тип связи и связь между людьми, характеризующиеся наличием взаимных позитивных эмоциональных отношений и определенной мерой взаимопонимания.

Средства общения– способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому. Главным средством общения является язык, также к средствам общения относятся интонация, мимика, позы, взгляд, жесты, расстояние между собеседниками в процессе общения и т.п.

Стиль общения– предрасположенность к определенному общению, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций. Стиль зависит от разных составляющих: жизненного опыта, отношения к людям, а также от того, какое общение предпочтительно в обществе, в котором живут люди.

Суггестия(от лат. «suggestio» – внушение, намек) – процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта.

Техника общения – установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения.

Формы делового общения – деловые разговоры разного вида, деловая переписка, деловой этикет, атрибуты и ритуалы делового общения.

Язык – система слов, выражений, правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые в общении. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, что делает возможным общение при помощи языка.

Этикет приветствий и представлений совокупность правил первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям.