4.4. Ведение делового телефонного разговора
«Телефон – это то, что может сделать человека всесильным или совсем лишить его власти. Он может быть неприятным, как нежданный гость, он может отвлечь вас от основной работы, стать полноценным хозяином у вас дома или в конторе. Он может съесть уйму вашего времени. Отвечая на звонок, вы открываете настежь двери собственного дома, позволяя вламываться туда кому не лень. Неудивительно, что при такой бесцеремонности и навязчивости телефон может стать причиной серьезных стрессов, недоразумений, разного рода осложнений и неприятностей», – так начинается книга Полли Берда «Обуздай свой телефон» [4, с. 7].
Телефонные разговоры занимают значительное место в деловой жизни. По подсчетам специалистов, на них тратится до 27% рабочего времени. А сколько деловых разговоров приходится вести по телефону дома, а порой и находясь на отдыхе! И если человек не владеет культурой телефонного общения, не знает элементарных правил его ведения или пренебрегает ими, то это может существенно подорвать его авторитет, навредить карьере, снизить эффективность его деятельности.
Профессиональное умение разговора по телефону производит благоприятное впечатление на собеседника и всех присутствующих, повышает репутацию говорящего, способствует успеху его дела, позволяет решать поставленные задачи.
С помощью телефонных разговоров деловые люди обмениваются необходимой информацией, договариваются о чем-либо (о встрече, совместных предприятиях, дальнейшем сотрудничестве и т.д.), консультируются по различным вопросам, наводят необходимые справки. По телефону можно выразить просьбу, отдать приказ или распоряжение, проконтролировать чью-то деятельность, поздравить в связи с достигнутыми успехами, праздниками, памятными датами и др. телефон дает возможность устанавливать и поддерживать контакты с нужными людьми. Одним словом, телефон сегодня – это незаменимое средство в работе. Однако, активно используя телефон в деловой жизни, не следует забывать об очень важном условии: время, затраченное на звонок, должно соответствовать степени сложности решаемой проблемы.
Очень важно по возможности упорядочить ведение телефонных разговоров в течение дня. Целесообразно установить часы, когда вам можно звонить, это позволит освободить время для основной работы. Следует научиться прогнозировать, кто и когда вам позвонит, чтобы соответствующим образом подготовиться к разговору.
Планировать нужно и свои телефонные звонки. Если дело, по которому вы звоните, не является срочным, целесообразно использовать так называемый способ регулярных наборов. Он состоит в следующем: в начале рабочего дня вы на листе бумаги записываете фамилии и номера телефонов всех лиц, с которыми надо сегодня связаться. Затем начинаете звонить по списку. Если очередной номер занят или не отвечает, переходите к набору следующего. «Прозвонив» весь список один раз, вы не возвращаетесь к тем номерам, которые были заняты, а переходите к выполнению другой работы. Гигиена умственного труда требует короткого отдыха после каждого часа работы. Поэтому примерно через час вновь возьмитесь за список и пройдитесь по нему сверху донизу. Так, с интервалом в час–полтора вы устраиваете «телефонные» паузы в своей основной работе и, давая голове некоторую разгрузку, одновременно решаете нелегкую задачу дозвониться [16, с. 203].
Телефонный разговор, как правило, строится по определенному образцу, имеет свою структуру. Вот основные элементы композиции разговора по телефону:
1. Взаимные представления (20±5 секунд).
2. Введение собеседника в курс дела (40±5 секунд).
3. Обсуждение ситуации (100±15 секунд). Необходимо иметь тщательно продуманный перечень главных и второстепенных вопросов, требующих короткого и конкретного ответа.
4. Заключительное слово (20±5 секунд).
Как и при непосредственной встрече, в разговоре по телефону очень важно первое впечатление о собеседнике, поэтому далеко не безразлично, какие слова в начале разговора прозвучат в трубке, каким тоном они будут произнесены.
Разговаривая по телефону, необходимо вести себя достойно, т.е. обращаться с собеседником вежливо и корректно, внимательно слушать его, не перебивать, не обрывать на полуслове, не грубить, не давать волю эмоциям. Недопустимо в телефонном диалоге использовать разговорные слова типа пока, привет, как бы естественно они не звучали, фамильярные и всякие неформальные обращения (дорогуша, душечка, котенок и т.п.), которые могут обидеть адресата или быть неправильно поняты им.
Основные требования, предъявляемые к разговору по телефону: ● лаконичность; ● логичность; ● отсутствие повторов и длиннот; ● дружелюбный тон; ● четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел; ● средний темп речи; ● обычная громкость голоса.
Существуют общепринятые правила ведения телефонного разговора. Эти правила обычно делят на две группы в зависимости от типичной ситуации телефонного диалога – вам звонят, вы звоните. Рассмотрим некоторые из этих правил.
- 132 Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Тема 1. Деловое общение: содержание, структура, функции
- 1.1. Определение понятия «общение». Виды и функции
- Общения
- 1.2. Деловое общение, его виды и структура
- Вопросы и задание для самопроверки
- Тема 2. Невербальная коммуникация в деловом общении
- Вопросы и задания для самопроверки
- Тема 3. Психологическое влияние в процессе делового общения
- 3.1. Как установить позитивные отношения с собеседниками
- 3.2. Как управлять ситуацией и собеседником
- Вопросы и задания для самопроверки
- Тема 4. Формы делового общения
- 4.1. Деловая беседа как основная форма делового общения
- 4.2. Психологические аспекты переговорного процесса
- 4.3. Презентации
- 4.4. Ведение делового телефонного разговора
- 4.4.1. Инициатор телефонного разговора – ваш собеседник
- 4.4.2. Инициатор телефонного разговора – вы
- Вопросы и задание для самопроверки
- Тема 5. Конфликт в деловом общении
- Вопросы и задание для самопроверки
- Тема 6. Этикет делового человека и деловых отношений
- 6.1. Визитная карточка
- 6.2. Этикет приветствий и представлений
- 6.3. Искусство комплимента
- 6.4. Правила вручения подарков
- Вопросы а задания для самопроверки
- Тема 7. Национальные особенности делового общения
- 7.1. Классификация деловых культур по р. Д. Льюису
- 7.2. Национальные черты деловых людей
- Вопросы и задание для самопроверки
- Заключение
- Библиографический список
- Словарь терминов и определений
- Алфавитно-предметный указатель
- Белова Юлия Александровна Смирнов Максим Юрьевич деловое общение
- 644099, Омск, ул. Красногвардейская, 9