6.2. Этикет приветствий и представлений
Этикет приветствий и представлений – совокупность правил первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
При всей кажущейся простоте правил взаимных приветствий и представлений они требуют определенных знаний и достаточного внимания. В современном деловом этикете выработаны некоторые правила относительно знакомства и приветствий в зависимости от пола, возраста и должности контактирующих людей, а также от того, находятся ли они в группе или в одиночку.
Одно из условий успеха в профессиональной деятельности – это создание в глазах потенциального партнера образа уверенного в себе человека, умеющего вести себя в обществе, не вызывая своими поступками недоумения или пренебрежительной усмешки. Поэтому необходимо усвоить правила поведения, принятые во всех странах. Свод этих правил предполагает несколько основных качеств этики взаимоотношений: вежливость, естественность, достоинство и тактичность.
Вежливость предполагает прежде всего приветствие, которое представляет собой особую форму взаимного уважения. Первичное правило приветствия состоит в том, что в любой ситуации оно должно показывать вашу расположенность и доброжелательность. На характере приветствия не должно сказываться ваше настроение или негативное отношение к другому человеку. Важным элементом вежливости в деловой жизни является представление. Посредством его можно установить нужные и полезные связи. Этикет предусматривает определенные нормы, указывающие, когда и как необходимо представлять и быть представленным.
Такой элемент приветствия, как рукопожатие пришел к нам из глубины веков. В свое время он демонстрировал отсутствие оружия в руке. В настоящий момент рукопожатие является достаточно ответственным проявлением взаимного расположения людей друг к другу и требует тактичности в сочетании с естественностью.
В процессе взаимоотношений могут складываться различные ситуации, имеющие специфику приветствия, представления друг другу или рукопожатия. Эта специфика выражается главным образом в том, кто обладает правом или обязан быть первым в указанных действиях. Для наглядности отображения права или обязанности «первого шага» кого-либо из сотрудников в некоторых наиболее типичных ситуациях приведены в табл. 1.
Кроме этикета процедуры знакомства и приветствия, существуют еще и правила вербального этикета, связанного со стилем речи, принятым в общении деловых людей. Существуют как исторически наработанные, так и заимствованные стандартные речевые обороты, используемые для знакомства и приветствия. Так, например, вместо обращения по половому признаку или слова «товарищ», все большее распространение получает обращение «дамы», «господа», «судари», «сударыни». Это исконно русские слова, и они отражают ту необходимую степень уважения и вежливости, которая соответствует современному деловому этикету.
При приветствии и прощании, кроме слов «Здравствуйте», «Добрый день» и «До свидания», желательно присоединение имени и отчества собеседника, особенно, если он занимает по отношению к вам подчиненное положение.
Если позволяют условия и время беседы, возможен обмен нейтральными фразами: «Как дела?» – «Спасибо, нормально. Надеюсь, что и у Вас все обстоит хорошо». – «Спасибо, да». Вербальный этикет допускает также применение различных психологических приемов, таких как, например, форма напутствия и краткая оценка общения. Это словесные обороты типа: «Удачи Вам», «Желаю успеха», «Приятно было встретиться».
Таблица 1
Правила приветствия в различных ситуациях
№ п/п | Ситуация или вариант встречи сотрудников | Должен быть первым при: | ||
приветствии | рукопожатии | представлении | ||
1. | Мужчина | + |
| + |
| Женщина |
| + |
|
2. | Старший по возрасту |
| + | + |
| Младший по возрасту | + |
|
|
3. | Старший по должности |
| + | + |
| Младший по должности | + |
|
|
4. | Проходящий мимо группы | + |
|
|
| Стоящий в группе |
| + | + |
5. | Входящий в комнату | + | + |
|
| Находящийся в комнате |
| + | + |
6. | Руководитель делегации, входящий в комнту | + |
|
|
| Руководитель делегации, находящийся в комнате |
| + | + |
Знаком «+» обозначен первый из сотрудников, производящий действие в рассматриваемой ситуации. |
В речевом этикете деловых людей также большое значение имеют комплименты – приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности, ума делового партнера. С этой точки зрения комплимент – не механизм лести, а необходимая часть речевого этикета, особенно если деловой партнер – женщина.
- 132 Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Тема 1. Деловое общение: содержание, структура, функции
- 1.1. Определение понятия «общение». Виды и функции
- Общения
- 1.2. Деловое общение, его виды и структура
- Вопросы и задание для самопроверки
- Тема 2. Невербальная коммуникация в деловом общении
- Вопросы и задания для самопроверки
- Тема 3. Психологическое влияние в процессе делового общения
- 3.1. Как установить позитивные отношения с собеседниками
- 3.2. Как управлять ситуацией и собеседником
- Вопросы и задания для самопроверки
- Тема 4. Формы делового общения
- 4.1. Деловая беседа как основная форма делового общения
- 4.2. Психологические аспекты переговорного процесса
- 4.3. Презентации
- 4.4. Ведение делового телефонного разговора
- 4.4.1. Инициатор телефонного разговора – ваш собеседник
- 4.4.2. Инициатор телефонного разговора – вы
- Вопросы и задание для самопроверки
- Тема 5. Конфликт в деловом общении
- Вопросы и задание для самопроверки
- Тема 6. Этикет делового человека и деловых отношений
- 6.1. Визитная карточка
- 6.2. Этикет приветствий и представлений
- 6.3. Искусство комплимента
- 6.4. Правила вручения подарков
- Вопросы а задания для самопроверки
- Тема 7. Национальные особенности делового общения
- 7.1. Классификация деловых культур по р. Д. Льюису
- 7.2. Национальные черты деловых людей
- Вопросы и задание для самопроверки
- Заключение
- Библиографический список
- Словарь терминов и определений
- Алфавитно-предметный указатель
- Белова Юлия Александровна Смирнов Максим Юрьевич деловое общение
- 644099, Омск, ул. Красногвардейская, 9