4. Принцип личностного уважения к учащимся, получающим низкие оценки
Преподаватель должен помнить: если учащийся не может освоить программу курса, - это, вполне возможно, не его вина, но беда. Каждый ученик имеет право на неудачу на экзаменах. В сознании преподавателя должна действовать презумпция невиновности учащегося: он мог потерпеть неудачу на контрольном испытании не потому, что не захотел, а потому, что его подготовке помешали уважительные обстоятельства, потому что ему не хватило базовых знаний и умений, не сформированных в ходе предыдущего обучения, потому что переволновался в данный момент и т.п. Надо понять, что низкая оценка – это не способ выражения морального осуждения учащегося преподавателем, а способ фиксации объективно низкого результата проделанной учащимся работы, который тот смог предъявить в данный момент. В ответ на возможные возражения учащегося преподаватель должен иметь наготове хорошо продуманную и осознанную им самим фразу-формулу, в которой надо дать учащемуся ясно понять, что вы разделяете в своем собственном отношении к нему свою роль экзаменатора и свою роль как человека: «Я Вас ни в чем не обвиняю, Вы просто не смогли показать необходимый результат сегодня. По-человечески я выражаю Вам сочувствие, но как честный преподаватель я не могу признать продемонстрированный Вами уровень подготовки удовлетворительным». Таким образом, преподаватель не имеет морального права демонстрировать свое злорадство – свое удовольствие от того, что ему удалось «проучить учащегося».
Отношения «преподаватель – студент» - это отношения психологического паритета, по формуле «взрослый – взрослый», но не отношения психологической опеки по формуле «родитель – ребенок». Преподаватель-экзаменатор не имеет права завышать оценку, оказываясь в роли «понимающего и поддерживающего родителя», с одной стороны, но он не имеет права и занижать оценку, ставя себя в позицию «поучающего родителя».
- Тема 4. Ценностное содержание педагогической морали. Принципы педагогической этики
- 1. Понятие «ценность». Моральные ценности и их отражение в категориях этики
- 2.Этические принципы как формы выражения моральных ценностей. Принципы профессионально-трудовой этики
- 3.Базовые (стратегические) принципы педагогической этики
- 4. Частные (тактические) принципы педагогической этики
- 4.1 Этические принципы взаимодействия в учебной деятельности педагогов
- 4.2 Этические принципы оценочной деятельности педагогов
- 1. Принцип объективности
- 2. Принцип равенства условий
- 3. Принцип справедливой дифференцированности оценок
- 4. Принцип личностного уважения к учащимся, получающим низкие оценки
- 5. Принцип независимости
- 4.3 Этические принципы деятельности педагогического коллектива
- Контрольные вопросы и задания