logo
Тема 4

2.Этические принципы как формы выражения моральных ценностей. Принципы профессионально-трудовой этики

Владение категориальным аппаратом, описывающим моральное пространство, а также знание особенностей той или иной профессии как социальной практики позволяет обосновать принципы профессиональной этики. Это своеобразная идеология профессиональной деятельности, и как всякая идеология она подлежит конструированию (при этом незримо несет на себе отпечаток личности конструктора).

 

Принцип(от лат.principium– начало, основа):

1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, кодекса и т д.;

2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности.

Строятся принципы на базе знания очень высокого уровня, прежде всего знания специфики моральных ценностей иобщих законов определенной сферы практики, составляющих ееконцептуальную базу, благодаря чему определяютсяметоды деятельности.

В сфере профессиональной этики понятие «принцип» строгого терминологического смысла пока не приобрело. Это относится ко всем профессиям, в том числе к педагогике. Чаще всего оно употребляется при кодификации стихийно сложившихся норм профессиональной морали для обозначения тех из них, которые представляются наиболее важными.

Профессионально-этические принципы -- это чрезвычайно обобщенные ориентиры профессиональной деятельности, указывающие на общую стратегию профессионального поведения, но не регламентирующие порядок конкретных операций.

 Поскольку профессиональная этика вырастает из трудовой морали, постольку уместно сперва определиться с общими для всех профессий принципов профессионально-трудовой деятельности. Анализ профессионально-этических документов позволяет выделить три базовыхпринципа профессионально-трудовой деятельности. (Формулировки их в разных кодексах несколько отличаются друг от друга, однако суть совпадает.).

Каждый принцип включает в себя указание его сути и условий, которых он требует для своей реализации.

Принцип первый:

соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми, проявляя во всех случаях профессионального поведения гражданскую зрелость.

 

Важность этого принципа обусловлена тем, что он ориентирует поведение специалиста на соответствие законам, определившим возникновение определенной профессии. Суть каждой профессии заключается в том, чтобы обеспечить такие потребности социума, от удовлетворения которых зависит его целостность,устойчивость,безопасностьиблагополучие. Иное поведение чревато тем, что может вызвать дисфункциональные эффекты деятельности и повлечь за собой нежелательные сдвиги в общественной жизни.

Но что значит «соблюдать приоритет...»? Ведь это предписание предполагает умение понять, в чем заключаются общечеловеческие интересы, а в чем – групповые, чем общечеловеческие гуманистические ценности отличаются от групповых. Такое умение приходит к человеку лишь по достижению им довольно высокой ступени интеллектуального, общественно-политического, нравственного развития. Так что упоминание о гражданской зрелости при формулировании принципа возникает отнюдь не случайно: она оказывается тем необходимым условием, которое делает возможным следование данному принципу.

 Принцип второй:

соблюдать общепринятые нормы морали, а также стандарты культуры взаимоотношений, проявляя глубокую человеческую порядочность, воспитанность, уважение к чести и достоинству личности.

  

Тот факт, что в профессионально-нравственные отношения трудовой группы специалист вступает в пору, когда у него уже сложилась определенная традиция моральной регуляции своего поведения в обществе, создает немало сложностей. Уровень моральности у людей разный, несмотря на то, что нравственный закон, требующий согласованности действий каждого отдельного человека и общества, един. Но коль скоро в профессиональную общность приходят люди разной степени моральности, принцип этот очень важен. Он способен стимулировать моральное и культурное развитие каждого отдельного члена общности, улучшая, оздоравливая тем самым ее профессионально-нравственный климат. Конечно, это не может служить абсолютной страховкой, но в некоторой степени помогает разрешать противоречия, возникающие между требованиями общей морали и состоянием профессионально-нравственной атмосферы профессиональной среды. В результате создается возможность для укрепления авторитета профессии в обществе, для расширения области позитивных последствий ее деятельности.

 

Принцип третий:

выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляя добросовестность и настойчивость, а при необходимости мужество.

 

По сути дела, этот принцип является детализацией второго принципа особого рода. Заключенные в нем предписания восходят непосредственно к предписаниям трудовой морали.

Профессиональная мораль педагогической общности призвана ориентировать своих членов на такое отношение к постулатам трудовой морали, при котором не должно даже возникать вопросов по поводу качества педагогической деятельности.