1. Понятие «ценность». Моральные ценности и их отражение в категориях этики
Ценность – это устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека, группы, общества.
Ценность – это всегда отношение человека, в котором проявляется признание чего-то как важного, значимого. Ценность – это то, что не безразлично для человека, что ему дорого, что представляет для него определенный смысл.
(Изучением ценностей занимается аксиология (греч. ахiа – ценность, logos – учение) – философское учение о природе, структуре и месте ценностей в реальном мире. Начало аксиологии как науки связано с именем немецкого философа Р. Г. Лотце (1817-1881), который впервые ввел в научный лексикон понятие «значимости» (ценности). Но первоосновой можно считать знаменитый вопрос древнегреческого философа Сократа: «Что есть благо?», который и стал основным вопросом теории ценностей).
Особую группу ценностей представляют моральные ценности.
Моральные ценности – это то, что представляет значимость в сфере человеческого общения, сфере межличностных взаимодействий «Я и Другой» и в совокупности выражает сущность морали:
во-первых, это – ценности блага индивида и заботы о нем;
во-вторых, ценности солидарности и единства между индивидами как субъектами интересов и носителями (порой потенциальными) блага;
в-третьих, ценности, отражающие соответствие индивида этим требованиям, а именно добродетеликак качества характера (т.е. способности содействовать благу других, быть солидарным, поддерживать единство с ближними);
в-четвертых, ценности личного совершенства как показатели качества и результативности усилий, предпринимаемых в соответствии с названными требованиями (Р.Г. Апресян, 2010).
Специфика этих ценностей состоит в том, что они репрезентируют благо индивида как такового (т.е. независимо от его общественного статуса или профессиональной, этнической, конфессиональной принадлежности). Выражаются они как в отвлеченной, нейтральной, категориальной форме, так и в определенной – императивной форме: "Не вреди", "Уважай других", "Помогай другим», "Относись к другим дружественно и заботливо (любовно)". Эти требования перечислены в порядке нарастания положительного морального содержания: забота и дружественность – это высшие проявления гуманности.
Рольморальных ценностей в системе регуляции поведения определяется тем, что они:
служат формой моральной ориентациичеловека в мире;
позволяют обосновать нормативные требования к человеку;
выступают в качестве целидеятельности;
определяют мотивыпоступков человека;
определяют средства достижения целив деятельности;
содержат оценкуявлений действительности с точки зрения их моральной значимости;
Существует и особый психологический механизм функционирования ценностей:
а) ценности оказывают воздействие наволючеловека;
б) следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг;
в) исполнение долга приносит человеку чувство удовлетворения;
г) неисполнение воспринимается как винаи переживается вмуках совести.
Для фиксации ценностей как универсалий культуры используется особый категориальный лексикон.
Категории морали и этики – это наиболее общие понятия, которые отражают сущность морали как совокупности ценностей.Применительно к педагогической этике речь идет об адаптации общечеловеческих моральных ценностей к специфике педагогического труда.
Категории первой группы –добро (зло), свобода, справедливость, смысл жизни, счастье – отражают те «точки отсчета» для ценностной ориентации педагогов, те критерии морального поведения, которые общество выработало в совместной деятельности.
Категории второй группы – долг, ответственность, совесть, достоинство, честь – отражают совокупность моральных побуждений, входящих в профессиональную установку специалиста. Этот внутренний инструментарий сформировался у человека в пору становления социума и воспроизводится в индивиде каждого нового поколения.
В третью группу входят категории идеал, добродетель, порок, которые отражают представления о диапазоне морального развития личности педагога и тем самым образуют шкалу оценок этого развития на основании проявлений в поведении человека тех или иных нравственных качеств.
- Тема 4. Ценностное содержание педагогической морали. Принципы педагогической этики
- 1. Понятие «ценность». Моральные ценности и их отражение в категориях этики
- 2.Этические принципы как формы выражения моральных ценностей. Принципы профессионально-трудовой этики
- 3.Базовые (стратегические) принципы педагогической этики
- 4. Частные (тактические) принципы педагогической этики
- 4.1 Этические принципы взаимодействия в учебной деятельности педагогов
- 4.2 Этические принципы оценочной деятельности педагогов
- 1. Принцип объективности
- 2. Принцип равенства условий
- 3. Принцип справедливой дифференцированности оценок
- 4. Принцип личностного уважения к учащимся, получающим низкие оценки
- 5. Принцип независимости
- 4.3 Этические принципы деятельности педагогического коллектива
- Контрольные вопросы и задания