Моделирование
Процесс кодирования определенной способности или умения мы называем моделированием. Если вы представите себя на месте другого человека, воспроизведете его действия и достигнете таких же результатов, следовательно, процесс моделирования вам удался.
Целью моделирования способностей в бизнесе является воспроизведение совершенных качеств. Если вы хотите достичь успеха, который сопутствует преуспевающему бизнесмену, руководителю или менеджеру, то моделирование поможет вам осуществить такое желание. Эти преуспевающие люди живут по некой ментальной и физической программе, которой они даже не осознают и которую вы почти наверняка не сможете обнаружить ни в одном из стандартных учебников, описывающих методы рекламы, модели управления или навыки проведения презентаций. Программы мастеров своего дела могут отражать узкую специфику отдельного производства, заказчика или даже конкретного места и ситуации. Мастерство, как таковое, необходимо рассматривать в соответствующем контексте. Возможно, вы обнаружите, что часть этих программ содержит мало новых или ценных идей, но их можно доработать для повышения уровня интересующей вас способности.
Итак, по существу НЛП является активным творческим процессом. Чем больше совершенных качеств вы смоделируете, тем больше сделаете открытий.
Что под силу одному человеку, то может сделать любой. На таком принципе основан процесс моделирования. Моделирование не стремится постичь истоки совершенства, больше интересуясь вопросом, как его достичь.
В результате моделирования человек приобретает осознанное умение, развивает имеющиеся у него навыки и способности к самосовершенствованию. Впоследствии такое умение переходит на бессознательный уровень, и оно становится естественной частью вашей жизни. Таким процессом в его простейшей форме вы пользовались всю свою жизнь. А наиболее сложной его формой является достижение совершенства в любой сфере вашей деятельности, как профессиональной, так и общественной или личной.
Раппорт
Раппорта – это доверительные отношения и понимание в процессе взаимоотношений людей. Понятие раппорта включает в себя способность понимания точки зрения собеседника (при этом не обязательно соглашаться с ней), способность понимать друг друга с полуслова и понимать чувства друг друга. Раппорт – это жизненно важный элемент любой формы общения, – конечно, только в том случае, если вы хотите добиться успеха!
Большинство деловых договоров заключается не столько на основе понимания практической выгоды, сколько на основе раппорта, – не только мгновенно возникающего в определенной ситуации, но и требующего определенного времени. Скорее всего, вы заключите деловой договор с тем из двух партнеров, с которым вам удалось наладить более доверительные отношения.
Необходимость создания и поддерживания раппорта было одним из первых открытий, сделанных НЛП. В качестве моделей совершенства, в частности, выбирали людей, которые умели управлять ситуацией и изменять сценарий ее развития; такие исследования показали, что важнейшим фактором, необходимым для внесения изменений, был раппорт.
И на сегодняшний день этот принцип остается справедливым для большинства ситуаций. Многие системы управления испытывают трудности не из-за качественных недостатков самой системы, а потому, что компания пытается ввести эту систему, не установив раппорт между руководителями и их подчиненными. Раппорт является предпосылкой для обеспечения эффективности управления и влияния на процесс изменений. Практические исследования НЛП дали возможность выявить тонкие особенности человеческого поведения, способствующие созданию раппорта.
Раппорт является одним из самых важных элементов эффективного общения. Благодаря раппорту ваши партнеры предпочтут иметь дело именно с вами, поскольку вы – приятный в общении человек. Создавая раппорт, вы создаете атмосферу доверия и взаимопонимания.
Позиции восприятия
Существует много разных путей для обдумывания и восприятия ситуации. Для начала рассмотрим три основополагающих позиции.
Первая позиция .Создайте визуальные, звуковые и сенсорные образы; представьте, что ситуация реализуется перед вашим мысленным взором и осознайте, что именно вы видите, слышите и чувствуете. Продумайте, что для вас важно в этой ситуации, чего вы хотите достичь. В ваших мыслях могут содержаться такие выражения, как: «Я вижу», «Я слышу», «Я чувствую», «Я хочу». В данном случае «Я» подразумевает ваши личные представления, то есть вы воспринимаете данную ситуацию со своей личной точки зрения.
Вторая позиция .Поставьте себя на место другого человека, чтобы воспринять ситуацию так, как это сделал бы он. Если вы действительно представили себя в образе другого человека, а не просто размышляете о нем, тогда имеет смысл запомнить все, что вы (т. е. другой человек) будете делать и говорить. Не важно, насколько странным может показаться чье-то поведение, оно вполне нормально для этого человека. Он делает наилучший выбор из тех, что имеются в его распоряжении. Когда вы используете вторую позицию восприятия, то «Я» в вашем мысленном разговоре отражает мнение того человека, на чье место вы себя поставили.
Третья позиция. Отстранитесь от ситуации, т. е. воспринимайте ее так, как будто вы – сторонний наблюдатель. Вы мысленно можете видеть и слышать себя и другого человека так, как будто сами вы при этом являетесь третьим человеком. Такую позицию можно сравнить с наблюдательной позицией мухи на стене. Вряд ли вы будете испытывать какие-то эмоции в этой позици.
Правильное использование позиций восприятия
Первая позиция. Используется в том случае, если вам нужно утвердиться в собственной позиции, взглянуть на вещи с вашей точки зрения, создать желаемый слуховой образ и проверить ваши собственные чувства. Первая позиция может помочь вам на начальном этапе выбора личных целей. В этой позиции вы можете задать себе вопрос: «Какой именно цели я хочу достичь?». Это также вполне уместная позиция для своеобразного контроля любых целей, которые вы ставите перед собой, т. е. соответствует ли данная цель тому, кто вы есть сейчас и кем хотите стать в будущем? Если вы страдали от недостатка уверенности в себе, то сможете обрести такую уверенность, развивая вашу способность использования в первой позиции.
Вторая позиция. Как правило, используется в том случае, когда вы не можете понять поведение другого человека; она позволит вам осознать мотивы его поведения и понять его мысли и чувства. Если вы стремитесь к понимаю другого человека, то это стремление невольно будет замечено им и, вероятно, даст ему уверенность в том, что вы понимаете его. Во многих случаях вторая позиция может помочь вам глубже понять ситуацию, и, следовательно, у вас могут появиться новые пути ее решения, поскольку вы учли то, какое воздействие она может оказать на другого человека.
Третья позиция. Может оказаться полезной в тех случаях, когда вы хотите отстраниться от переживаний, критически рассмотреть и объективно оценить ситуацию. Особенно уместно использование третьей позиции, когда вы не хотите, чтобы эмоции мешали вашим размышлениям. Люди, способные спокойно и невозмутимо противостоять агрессии, зачастую добиваются этого с помощью третьей позиции; при этом они не будут испытывать, например, чувства гнева, разочарования или обиды, которые могли бы испытать, если бы были в первой позиции.
Позиции восприятия являются простым и действенным способом, расширяющим возможности выбора и понимания ситуаций, которые могли бы в ином случае стать безвыходными. Умение пользоваться разными позициями позволяет вам выйти за пределы обычного поведения и оценить те разнообразные карты мира, которые составляет каждый из нас. У вас появляется возможность взглянуть на ситуацию глазами другого человека, а также оградить себя от эмоций в тех ситуациях, когда вам нужно трезво и объективно оценить происходящие события. И кроме того, вам открывается путь к вашим собственным чувствам и желаниям.
- А. А. Альтшуллер
- Глава 1. Эффективные приемы управления временем
- Планирование времени – основа эффективной деятельности
- 1. Определите свою цель.
- 2. Записывайте свои мысли и планы.
- Принцип приоритетов
- Принцип Парето
- Принцип делегирования полномочий
- Принцип корзины
- Практическое планирование
- Принцип «вынужденной эффективности»
- Подготовка рабочего места
- Принцип «от бочки к бочке»
- «Ломтик колбасы»
- «Швейцарский сыр»
- Сегментация времени
- Принцип «одна задача – одна работа»
- Управление личным временем человека
- Глава 2. Деловой этикет
- Бизнес-этикет
- Необходимость бизнес-этикета
- Деловая одежда
- Три стиля одежды
- Создание первого впечатления
- Особенности поведения в ситуациях бизнес-общения
- Деловые визиты
- Встречи и приемы
- Поведение с коллегами и подчиненными
- Как завоевать реальное уважение в процессе общения с подчиненными
- Поведение на деловых встречах или совещаниях
- Как правильно пользоваться мобильным телефоном
- Темы для общения
- Деловая вечеринка и ваше поведение
- Улыбка и бизнес-этикет
- Визуальный контакт
- Секреты бизнес-этикета в деловом мире
- Бизнес-презентация
- Вступление на презентации
- Особые возможности телефона в деловом мире
- Деловые ситуации по телефону
- Телефонные разговоры с секретарем
- Обобщение темы – телефонный этикет
- Бизнес за столом
- Как организовать деловой обед
- Чай, кофе
- Несколько дополнительных вариантов проведения деловых встреч
- Шведский стол
- Разнообразие делового этикета во всем мире
- Деловой этикет стран Дальнего Востока
- Ближний Восток – арабские страны
- Америка, Канада
- Искусство произвести первое впечатление и международный деловой этикет
- Умеете ли вы себя вести?
- Глава 3. Имидж менеджера
- Составляющие имиджа
- Практические рекомендации по созданию имиджа для мужчин и женщин
- Внешний вид
- Одежда и аксессуары
- Одежда для деловой женщины
- Одежда для деловых мужчин
- Деловые возможности вашего голоса
- Глава 4. Разумный образ жизни
- Практические рекомендации по организации разумного образа жизни
- Практические рекомендации по организации разумного образа жизни
- Питание
- Психическая саморегуляция
- Умеете ли вы расслабляться?
- Глава 5. Методы эффективной коммуникации
- Нейро-лингвистическое программирование
- Основные понятия нлп
- Моделирование
- Установка якорей
- Продуктивное воздействие якорей
- Ответственность за ваше воздействие на других людей
- Методика активизации творческого состояния в ходе деловой встречи
- Изменение состояния
- Методика установки сцепленных якорей
- Конструктивная стратегия
- Уровни изменений
- Особенности разных уровней
- Влияние разных уровней
- Путь гармоничного развития
- Библиография