Тема 7. Основные принципы и нормы этикета деловых отношений: уважение, вежливость и свобода.
Понятие деловой среды, делового пространства. Структура, роль границ этого пространства, условия его проходимости. Требования к участнику деловой среды: знание и понимание принятого языка, доверие партнерам, внутренняя причастность к деловому миру, компетентность. Деловое пространство и его этикет как форма создания психологического комфорта и защиты от конфликтных ситуаций, афер, инородных компонентов и подставных лиц. Формирование деловой репутации руководителей, фирм, компаний в конкретном пространстве. Этикет делового общения как форма оценки отношений между партнерами, их соответствия требованиям среды, нормам, принятым в деловом мире. Рациональное и нерациональное в пространстве деловых отношений (например, почему хлеб нужно брать руками, а другие продукты вилкой).
Структура этикета делового общения и его основные принципы, выражающие смысл и задающие направления развития. Целесообразность принципов этикета делового поведения, его эстетическая привлекательность. Объективность принципов этикета делового общения, их независимость от желания, воли, настроения какой-либо группы или человека.
Уважение к человеческой личности как основа делового общения. Соблюдение прав и понимание свободы делового партнера. Уважение и правдивость. Ценность снисходительности к слабостям и неточностям других, способность не играть на слабостях других людей. Умение прощать. Отсутствие самоуничижения, вызывающего сочувствие. Отсутствие «дешевых эффектов». Требование постоянного самовоспитания как условие уважения к партнеру.
Уважение и умение говорить комплименты. Требования к комплименту в деловом общении.
Вежливость. Тактичность и деликатность как важнейшие проявления вежливости. Связь тактичности с чувством меры, необходимым в деловом общении. Соблюдение этого принципа помогает: 1. не вызывать обиды или раздражения партнеров; 2. не проявлять интереса к личной жизни сотрудников, не быть назойливым, излишне любопытным; 3. не акцентировать внимание на ошибках других; 4. личная скромность, отсутствие самовосхваления. Вежливость и точность, умение ценить время другого человека, держать данное слово. «Точность – вежливость королей».
Этикет и политес. Политес (от франц. – вежливость), современный смысл и проявления. Вежливость – существенное дополнение, украшающее любые достоинства. Честерфилд в «Письмах к сыну» о непринужденной вежливости. Вежливость как выражение непринужденности.
Свобода. Этикет делового общения как постоянная проверка личности на идентичность с профессиональной средой, как способность самостоятельного выбора и принятия индивидуальных решений. Свобода как форма и возможность индивидуализации делового человека. Индивидуальная свобода и логика дела. Свобода и многообразие проблемных ситуаций, требующих быстрого и ответственного решения, а не выражения произвола. Этический кодекс поведения как основа и ограничение свободы выбора. Отличие свободы в правилах делового поведения от сиюминутного выбора выгодной позиции. Свобода и информация.
- 040100- Социология
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы: для профилей: реклама и маркетинг
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Этика и этикет деловых отношений как форма нравственной культуры общества.
- Тема 2. Этика как философская наука о морали.
- Тема 3. Основные этические категории.
- Тема 4. Структура и функции этики и этикета деловых отношений.
- Тема 5. Развитие этики и этикетных норм в европейской деловой культуре.
- Тема 6. Особенности развития этики и этикета деловых отношений в России.
- Тема 7. Основные принципы и нормы этикета деловых отношений: уважение, вежливость и свобода.
- Тема 8. Внешний вид и имидж делового человека.
- Тема 9. Этикетные нормы культуры делового застолья.
- Тема 10. Этикет международных деловых отношений.
- 5.3. Разделы и темы дисциплины и виды занятий:
- 6. Практические занятия и семинары:
- 7. Примерная тематика курсовых проектов ( работ)
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
- 9.Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 10. Образовательные технологии:
- 11.1.Оценочные средства входного контроля ( тесты по курсу «Обществознания»):
- 11.2. Оценочные средства текущего контроля ( тесты):
- 11.3. Оценочные средства для самоконтроля:
- 11.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации ( зачета):