Тема 5. Развитие этики и этикетных норм в европейской деловой культуре.
Европейское Средневековье, его христианская и деловая культура. Становление жестких социальных перегородок между различными сословиями и социальными группами, оформление новых правил нравственного поведения. Правила приема гостей в средневековом замке. Трактаты о поведении в Средневековой Европе. Педро Альфонсо и его «Дисциплина клерикалис».
Формирование рыцарского этикета в Х1 веке, его этики и эстетики как исторически первый опыт создания детально разработанного кодекса морали и всех форм поведения, следование которому – идеал жизни рыцаря. Игровой и нецелесообразный характер рыцарского этикета. Правила рыцарского поведения на турнирах, за столом, в общении, отношении к даме.
Культура эпохи Возрождения и характерные для нее принципы индивидуализма, достоинства, чести, стремление к славе, их нравственный смысл. Появление деловой культуры, документации и правил их оформления.
Особенности нравственных форм делового поведения в Византии. Стремление ошеломить, ослепить гостей и посланников своей роскошью и пышностью приема как нарушение главного назначения деловых норм и создания условий для дружбы, как демонстрация своего превосходства и силы.
Появление новых форм делового поведения и собственно этикета в Западной Европе ХУ1 в. Этимология понятия «этикет». Появление при дворе Людовика Х1У карточек-этикеток с прописанными правилами обхождения при дворе монарха. Сковывающий характер этикетных норм.
Формирование духовной культуры Нового времени, ее рационализм, технологичность. Этика деловых отношений как инструмент самоконтроля, сдерживания эмоций. Идея личности, ее уважения, свободы как основа формирования собственно этики деловых отношений.
Утилитарный характер этикета буржуазного общества. М.Вебер о роли этики в становлении капитализма по работе «Протестантская этика и дух капитализма». Особенности нравственных и этикетных норм аристократической деловой культуры.
Упрощение норм и ритуалов делового поведения в Х1Х веке, все большая утрата утонченности и правил галантного поведения в деловом мире России, Европы и Америки. Рост феминистских движений, включение женщин в деловую жизнь. Демократизм и утверждение принципов равенства, прав личности, свободы. Вежливость делового человека. Осознание релятивности норм делового поведения и их дифференциация, неуместности в одном месте или ситуации того, что уместно в другом.
Формирование основ повседневной нравственной культуры делового человека ХХ века. Основные требования к повседневной деловой жизни и бытовой культуре, общению с близкими, со всеми людьми: уважение, доброжелательность, тактичность, обязательность, опрятность, чистота в квартире и на рабочем месте, соблюдение правил устного и письменного общения.
- 040100- Социология
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы: для профилей: реклама и маркетинг
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Этика и этикет деловых отношений как форма нравственной культуры общества.
- Тема 2. Этика как философская наука о морали.
- Тема 3. Основные этические категории.
- Тема 4. Структура и функции этики и этикета деловых отношений.
- Тема 5. Развитие этики и этикетных норм в европейской деловой культуре.
- Тема 6. Особенности развития этики и этикета деловых отношений в России.
- Тема 7. Основные принципы и нормы этикета деловых отношений: уважение, вежливость и свобода.
- Тема 8. Внешний вид и имидж делового человека.
- Тема 9. Этикетные нормы культуры делового застолья.
- Тема 10. Этикет международных деловых отношений.
- 5.3. Разделы и темы дисциплины и виды занятий:
- 6. Практические занятия и семинары:
- 7. Примерная тематика курсовых проектов ( работ)
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
- 9.Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- 10. Образовательные технологии:
- 11.1.Оценочные средства входного контроля ( тесты по курсу «Обществознания»):
- 11.2. Оценочные средства текущего контроля ( тесты):
- 11.3. Оценочные средства для самоконтроля:
- 11.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации ( зачета):