logo search
Шпоры по этике первые 20

14. Понятие педагогической деонтологии, ее место и роль в педагогической этике

Термин «деонтология» (от греч. deonthos – должный) введен в научный лексикон в XVIII в. английским философом-утилитаристом И. Бентамом (1748-1832). Первоначально термин имел узкий смысл, обозначая долг и обязанности верующего человека перед Богом и религиозной общиной. Впоследствии за термином закрепился более широкий смысл как учения о долге вообще.

Особая роль в оформлении деонтологии принадлежит немецкому философу И. Канту (1724-1804). Этика Канта – это этика долга. Согласно взглядам философа, сущность морали заключена в неизменном нравственном законе – категорическом императиве, который требует от человека его безусловного выполнения. Две наиболее известные формулировки закона гласят:

  1. «Поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;

  2. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели, и никогда не относился бы к нему только как средству».

В настоящее время деонтология трактуется как учение о долге и должном поведении отдельной личности или группы людей в любой сфере жизни. Деонтология – это ядро этической системы, поскольку должное поведение гарантирует выполнение внешних по отношению к человеку требований в лице принципов и норм поведения.

Термин «деонтология» широко используется в профессиональной этике для обозначения теории о долге и должном поведении специалиста в рамках его профессии. В настоящее время чаще всего она рассматривается как учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медработников по отношению к больному. Общеизвестно, что главным этическим принципом деятельности врача является принцип «не навреди» (Гиппократ). Именно поэтому предоставляется очевидной необходимость применять сущность деонтологии в практике других профессий, поскольку она выявляет специфику реализации этических ценностей в конкретных видах профессиональных взаимодействий.

Таким образом, педагогическая деонтология – это учение о долге и должном поведении педагога в различных сферах его профессиональной деятельности.

Необходимость педагогической деонтологии обусловлена следующими причинами:

  1. от деятельности педагога во многом зависит благополучие учащегося, а опосредованно – всего общества, что требует неукоснительного и качественного выполнения им всех профессиональных обязанностей;

  2. не все обязанности, возлагаемые на педагога, могут быть для него привлекательными и желательными (не устраивает общение с определенными учащимися, оплата труда, общение с коллегами и др.).

Деонтология акцентирует свое внимание, во-первых, на содержании профессионального долга и, во-вторых, на механизме, обеспечивающем реализацию требований педагогической этики.