5. Основные функции педагогической этики
Место и роль этической составляющей в сфере педагогической работы определяется теми функциями, которые она выполняет. Можно выделить 3 группы функций.
1 группа – социальные функции, которые определяют внешние параметры профессии и являются главным предметом контроля со стороны общества:
-
поддержание гуманистического содержания профессии;
-
содействие повышению эффективности личностно-ориентированной педагогики;
-
поддержание безопасности существования в стенах учебных заведений и т.д.
2 группа – профессионально-практические функции, которые направлены на внутреннюю регламентацию и контроль самого процесса деятельности с целью повышения качества работы педагогов:
-
превентивная – предостерегает от действий, наносящих вред ученику;
-
организационная – служит улучшению организации работы, требуя творческого исполнения обязанностей и профессионального долга;
-
управляющая – служит средством социального управления поведением педагога в интересах дела;
-
рационализирующая – облегчает педагогу выбор методов воздействия, наиболее приемлемых с точки зрения этики;
-
координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников педагогического процесса, основанное на доверии и взаимопомощи;
-
разрешения противоречий – способствует урегулированию конфликтных ситуаций;
-
оптимизирующая – способствует повышению эффективности педагогического труда, тем самым поднимая статус и увеличивая престижность профессии в обществе;
-
прогностическая – позволяет прогнозировать поведение специалистов в зависимости от степени развития их морально-этической культуры.
3 группа – нравственно-гуманистические функции, которые реализуются в процессе межличностного общения учителя и ученика, а также в отношениях в трудовом коллективе
-
гуманизирующая – приобщает педагога к общечеловеческой системе моральных ценностей;
-
регулятивная – служит регулированию отношений и поведения на основе общепринятой в профессиональном сообществе системы ценностей;
-
ценностно-ориентирующая – служит ориентированию педагога в мире ценностей, придавая смысл его существованию;
-
мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности;
-
коммуникативная – выступает средством коммуникации и общения между учителями и учениками, между коллегами по профессиональному «цеху»;
-
воспитательная – формирует и совершенствует личности как учителя, так и ученика и его социального окружения.
Эта группа функций наиболее значима для субъектов деятельности, т.к. затрагивает интересы людей, оказывает влияние на их духовно-эмоциональную сферу.
- 1. Соотношение понятий «этика», «прикладная этика» и «профессиональная этика»
- 2. Понятие профессиональной этики, её разновидности
- 1) Как собственно система моральных норм и принципов профессиональной деятельности, или кодекс;
- 3) Как рефлексия по поводу сопровождения моральной практики в сфере профессий, включая сюда деятельность этических комитетов и иных общественных институтов.
- 4. Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи
- 5. Основные функции педагогической этики
- 6.Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в настоящее время
- 7.Методологические основы педагогической этики. Авторитарная и гуманистическая модели педагогической этики
- 1) Авторитарная этика
- 2) Гуманистическая этика
- 8. Обусловленность педагогической этики миссией педагогического труда
- 9. Профессиональные этические риски в деятельности педагогов
- 11. Моральные ценности и их отражение в категориях педагогической этики
- 12. Принципы педагогической этики как формы выражения моральных ценностей и ориентиры педагогической деятельности
- 14. Понятие педагогической деонтологии, ее место и роль в педагогической этике
- 15. Нормы как императивы поведения педагога
- 16. Основные группы стандартов этического поведения.
- 2 Группа – нормы по отношению педагога к своим ученикам:
- 3 Группа – нормы по отношению к родителям и опекунам:
- 4 Группа – нормы по отношению к коллегам («по горизонтали»):
- 5 Группа – нормы по отношению к администрации («по вертикали»):
- 6 Группа – нормы по отношению к своей профессии:
- 7 Группа – нормы по отношению педагога к обществу:
- 17)Механизм реализации моральных ценностей (основные деонтологические категории и принципы)
- 20. Дилеммы в деятельности педагога