logo
Шпоры по этике первые 20

8. Обусловленность педагогической этики миссией педагогического труда

Второй вопрос касается миссии педагогической деятельности как таковой.

Миссия – это предназначение профессии, это то, что отвечает на вопрос «ради чего» совершается данная деятельность. Определение миссии одновременно является процессом самоидентификации профессионалов («кто ты?», «в чем смысл твоей деятельности?»).

Традиционно педагогической деятельности придавался статус «высокой профессии». В настоящее время ситуация носит проблемный характер, поскольку все чаще утверждается, что педагогическая работа представляет собой «сферу услуг» («образовательная индустрия»). Если согласиться с этим утверждением, то ответ на вопрос «ради чего» будет следующим – «ради получения прибыли», что автоматически превращает учреждение образования в разновидность «бизнес-корпорации», а профессиональная этика может быть выражена одной фразой – «клиент (учащийся, его родители) всегда прав» (как в сфере услуг).

Естественно, что само профессиональное сообщество педагогов не склонно к подобного рода переориентации. Для большинства ныне действующих специалистов педагогическая работа, несомненно, – это «высокая профессия». Но что означает данная метафора?

Во-первых, характеристика «высокая профессия» ак­центирует установку на гуманистическую ориентацию образователь­ной деятельности, ее призвание развивать личность, адекватную ценностям гражданского общества. Не случайно некоторые исследователи (А.М. Новиков) считают, что слово «образование» происходит от корня «образ» и может трактоваться как создание у человека (ребенка) образа окружающего мира и своего «я» в этом мире. Фактически речь идет об утверждении в теории и на практике личностно-ориентированной педагогики (Д.А. Белухин). Основными параметрами данной системы образования являются педагогическое взаимодействие, выражающееся в совместной работе учителя и ученика и постоянном общении их друг с другом.

Во-вторых, конкретизируется миссия через те задачи, которые стоят перед педагогами и определяют «благородство» их профессии. Они направлены на развитие:

а) личности, ориентированной на благо ближнего и собственное совершенство;

б) гражданина, социально ответственного и ориентированного на благо общества;

в) специалиста, ориентированного на профессиональную честь и достоинство (А.А. Гусейнов).

В-третьих, характеристика «высокая профессия» ак­центирует установку на «служение в профессии». Не отменяя стремления к «че­стному заработку профессионала» (М. Вебер), она ограничива­ет для педагога возможность пре­следовать собственную выгоду столь же целеустремленно, как это характерно, например, для бизнесмена. При этом если общество что-то и «даровало» высокой профессии, то лишь сверхнагрузку.