8. Обусловленность педагогической этики миссией педагогического труда
Второй вопрос касается миссии педагогической деятельности как таковой.
Миссия – это предназначение профессии, это то, что отвечает на вопрос «ради чего» совершается данная деятельность. Определение миссии одновременно является процессом самоидентификации профессионалов («кто ты?», «в чем смысл твоей деятельности?»).
Традиционно педагогической деятельности придавался статус «высокой профессии». В настоящее время ситуация носит проблемный характер, поскольку все чаще утверждается, что педагогическая работа представляет собой «сферу услуг» («образовательная индустрия»). Если согласиться с этим утверждением, то ответ на вопрос «ради чего» будет следующим – «ради получения прибыли», что автоматически превращает учреждение образования в разновидность «бизнес-корпорации», а профессиональная этика может быть выражена одной фразой – «клиент (учащийся, его родители) всегда прав» (как в сфере услуг).
Естественно, что само профессиональное сообщество педагогов не склонно к подобного рода переориентации. Для большинства ныне действующих специалистов педагогическая работа, несомненно, – это «высокая профессия». Но что означает данная метафора?
Во-первых, характеристика «высокая профессия» акцентирует установку на гуманистическую ориентацию образовательной деятельности, ее призвание развивать личность, адекватную ценностям гражданского общества. Не случайно некоторые исследователи (А.М. Новиков) считают, что слово «образование» происходит от корня «образ» и может трактоваться как создание у человека (ребенка) образа окружающего мира и своего «я» в этом мире. Фактически речь идет об утверждении в теории и на практике личностно-ориентированной педагогики (Д.А. Белухин). Основными параметрами данной системы образования являются педагогическое взаимодействие, выражающееся в совместной работе учителя и ученика и постоянном общении их друг с другом.
Во-вторых, конкретизируется миссия через те задачи, которые стоят перед педагогами и определяют «благородство» их профессии. Они направлены на развитие:
а) личности, ориентированной на благо ближнего и собственное совершенство;
б) гражданина, социально ответственного и ориентированного на благо общества;
в) специалиста, ориентированного на профессиональную честь и достоинство (А.А. Гусейнов).
В-третьих, характеристика «высокая профессия» акцентирует установку на «служение в профессии». Не отменяя стремления к «честному заработку профессионала» (М. Вебер), она ограничивает для педагога возможность преследовать собственную выгоду столь же целеустремленно, как это характерно, например, для бизнесмена. При этом если общество что-то и «даровало» высокой профессии, то лишь сверхнагрузку.
- 1. Соотношение понятий «этика», «прикладная этика» и «профессиональная этика»
- 2. Понятие профессиональной этики, её разновидности
- 1) Как собственно система моральных норм и принципов профессиональной деятельности, или кодекс;
- 3) Как рефлексия по поводу сопровождения моральной практики в сфере профессий, включая сюда деятельность этических комитетов и иных общественных институтов.
- 4. Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи
- 5. Основные функции педагогической этики
- 6.Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в настоящее время
- 7.Методологические основы педагогической этики. Авторитарная и гуманистическая модели педагогической этики
- 1) Авторитарная этика
- 2) Гуманистическая этика
- 8. Обусловленность педагогической этики миссией педагогического труда
- 9. Профессиональные этические риски в деятельности педагогов
- 11. Моральные ценности и их отражение в категориях педагогической этики
- 12. Принципы педагогической этики как формы выражения моральных ценностей и ориентиры педагогической деятельности
- 14. Понятие педагогической деонтологии, ее место и роль в педагогической этике
- 15. Нормы как императивы поведения педагога
- 16. Основные группы стандартов этического поведения.
- 2 Группа – нормы по отношению педагога к своим ученикам:
- 3 Группа – нормы по отношению к родителям и опекунам:
- 4 Группа – нормы по отношению к коллегам («по горизонтали»):
- 5 Группа – нормы по отношению к администрации («по вертикали»):
- 6 Группа – нормы по отношению к своей профессии:
- 7 Группа – нормы по отношению педагога к обществу:
- 17)Механизм реализации моральных ценностей (основные деонтологические категории и принципы)
- 20. Дилеммы в деятельности педагога