2) Гуманистическая этика
а) Авторство и исполнение. Человек сам творец и исполнитель моральных норм. Соотносится с рациональным авторитетом, который основывается на этической компетентности. Предполагает равенство между авторитетом и субъектом, которые различаются только уровнем знаний, опыта, умений. Не только допускает, но и требует анализа и критики.
б) Цели и средства. Высшая ценность и цель – человек, его жизнь, свобода и собственность. Поэтому все, что служит самореализации человеческой сущности (от материальных ценностей и социальных достижений до моральных ценностей и человеческих качеств), признается средством и гарантом достижения цели.
в) Методы регуляции. Основным методом признается свободный сознательный выбор человеком собственной линии поведения на основе личных интересов, способности предвидеть последствия своих действий и нести за них ответственность. Желаемые моральные качества – инициативность и предприимчивость. Приветствуется «инаковость» и уникальность человека.
Естественно, что подобного рода различение возможно лишь в теоретическом исследовании. В реальной практике данные модели поведения сосуществуют, что, однако, не означает их одинаковой ценности.
Взаимосвязь этики гуманистической и авторитарной выражается в следующем:
-
В одну и ту же эпоху они могут сосуществовать и одновременно действовать в качестве социокультурных регуляторов поведения.
-
В поведении одного и того же человека могут проявляться одновременно или последовательно и гуманистические, и авторитарные наклонности.
-
Возможны ситуации, когда при доминировании гуманистической модели более эффективным будет авторитарный способ морального регулирования (напр., экстремальная ситуация).
История педагогики свидетельствует о том, что при формировании системы образования также утверждались подобного рода две модели профессионального поведения.
Так, Пифагор (2-я пол. VI–нач. V в. до н.э.) был не только математиком и мыслителем, который впервые назвал себя философом, но и основателем общины, пифагорейского союза, который представлял собой политико-религиозно-философско-образовательно-нравственную общину со своеобразным образом жизни его членов. Для поступления в союз требовалось выдержать пятилетний испытательный срок в виде обета молчания. Предполагалось признание безусловного авторитета основателя союза, который считался богочеловеком. Само общение с ним было окружено тайной: ученики первой ступени, длившейся много лет, имели право только слышать его голос, но не могли видеть его лица. Ученики осуществляли ежедневные совместные религиозные обряды, занятия музыкой, гимнастикой, науками. Были обязательны для исполнения и многочисленные запреты («акусмы»): не есть бобов, не ломать хлеба, не оставлять следы горшка на золе и т. д. Предполагался и ежедневный контроль за чистотой жизни членов союза. Пифагореец каждый вечер должен был задавать себе вопросы: «Что я совершил?» и в чем согрешил? и чего не исполнил?»).
Напротив, философско-педагогическая деятельность Сократа (V в. до н.э.) была направлена на пробуждение у своих учеников (Ксенофонта, Платона) «духа внутреннего убеждения», формирование самостоятельной позиции. Духовная активность человека должна быть направлена исключительно на поиск истинного знания, ибо знание решает все. Для этого предлагалось использовать познавательный метод («майевтика»), который основывался на принципе диалога. Отсюда и своеобразная форма деятельности, которую избрал мыслитель, ходивший по улицам и площадям и вступавший в разговоры с прохожими. В этом со-беседовании Сократ пытался поднять человека над суетой повседневности, расшатать стереотипы мысли и поведения, обратить его к осознанию необходимости обретения своего индивидуально-нравственного голоса.
Соответственно двум моделям педагогической деятельности складываются две возможные модели педагогической этики – авторитарная и гуманистическая.
В современных условиях в реальной педагогической практике сочетаются как авторитарные, так и гуманистические методы. Однако нам представляется, что гуманистическая модель выступает как перспективная, поскольку дает больше шансов для утверждения потенциальности человека (Э. Фромм). Однако реализована она может быть только в условиях развитого гражданского общества.
Таким образом, в качестве методологического основания обосновываемой версии профессиональной педагогической этики изберем гуманистическую модель этики.
- 1. Соотношение понятий «этика», «прикладная этика» и «профессиональная этика»
- 2. Понятие профессиональной этики, её разновидности
- 1) Как собственно система моральных норм и принципов профессиональной деятельности, или кодекс;
- 3) Как рефлексия по поводу сопровождения моральной практики в сфере профессий, включая сюда деятельность этических комитетов и иных общественных институтов.
- 4. Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи
- 5. Основные функции педагогической этики
- 6.Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в настоящее время
- 7.Методологические основы педагогической этики. Авторитарная и гуманистическая модели педагогической этики
- 1) Авторитарная этика
- 2) Гуманистическая этика
- 8. Обусловленность педагогической этики миссией педагогического труда
- 9. Профессиональные этические риски в деятельности педагогов
- 11. Моральные ценности и их отражение в категориях педагогической этики
- 12. Принципы педагогической этики как формы выражения моральных ценностей и ориентиры педагогической деятельности
- 14. Понятие педагогической деонтологии, ее место и роль в педагогической этике
- 15. Нормы как императивы поведения педагога
- 16. Основные группы стандартов этического поведения.
- 2 Группа – нормы по отношению педагога к своим ученикам:
- 3 Группа – нормы по отношению к родителям и опекунам:
- 4 Группа – нормы по отношению к коллегам («по горизонтали»):
- 5 Группа – нормы по отношению к администрации («по вертикали»):
- 6 Группа – нормы по отношению к своей профессии:
- 7 Группа – нормы по отношению педагога к обществу:
- 17)Механизм реализации моральных ценностей (основные деонтологические категории и принципы)
- 20. Дилеммы в деятельности педагога