logo
Шпоры по этике первые 20

2. Понятие профессиональной этики, её разновидности

Прежде чем обратиться к характеристике непосредственно профессиональной этики, определимся с термином «профессия».

Латинское словосочетание «pro fassum sum» означает «открыто признавать, заявлять, называть себя, говорить о своем предназначении и двигаться вперед». Обратив­шись к жизни языка, можно обнаружить, что с термином «профессия» связываются различные значе­ния: поприще, дело, род занятости, сфера знаний, специальность, ремесло, противоположность любительству, отрасль мастерства, занятие, которому надо специально учиться, служба как источник заработка, карьера и т.д.

В настоящее время термин «профессия» обозначает род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Профессиональная идентификация человека в современном обществе имеет огромное значение. Она приписывает ему определенную социальную роль и дает оценку его места в структуре общества. Незнакомые люди часто начинают знакомство с рассказа о том, чем они занимаются, к какой профессии принадлежат, чтобы сразу обозначить свою социальную позицию. Для представителей ряда профессий идентификация в настоящее время оказывается достаточно двойственной. Возникает конфликт между социальной значимостью профессии и в то же время ее недооцененностью со стороны работодателя-государства, выраженной в невысоком уровне зарплаты. Это расшатывает стабильную профессиональную идентичность, поскольку сам человек не может дать однозначной оценки той роли, которая отведена ему в обществе, исходя из его профессии.

(Например, если человек говорит, что он педагог, то его слова часто вызывают у собеседника недоумение и сочувствие, если только он сам не принадлежит к этой профессии. Тот же, кто определяет себя психологом, юристом или менеджером, воспринимается успешным человеком, занятым серьезным делом).

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию этических теорий о ней. Изучение моральных аспектов профессиональной деятельности началось только в XVI веке. Однако возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Тем не менее, есть свидетельства существования «предформ» профессиональной этики еще в древние времена. Так, первые профессионально-нравственные требования можно встретить в III тыс. до н.э. в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа». Первым подобием этического кодекса в его современном понимании можно назвать широко известную Клятву Гиппократа и клятву-обещание врачей, проходивших обучение в «школе асклепиадов» (Асклепий у древних греков – бог врачевания), в течение многих столетий приносимых всеми представителями медицины. Педагоги и сегодня считают актуальными многие из тех требований, которые сформулировал, обобщая свой педагогический опыт, римский философ и оратор Квинтилиан в работе «О воспитании оратора».

Сам термин «профессиональная этика» появляется в конце XIX века, в частности, у Э. Дюркгейма, в книге «О разделении общественного труда». Окончательное конституирование профессиональной этики как прикладной этической теории произошло в середине XX века. Теоретическую базу современных научных концепций профессиональной этики составляют теория утилитаризма (И. Бентам), этика долга (И. Кант), этика справедливости (Аристотель, Дж. Ролз), этика социальной ответственности (Г. Йонас).

Анализ литературы свидетельствует о том, что понятие «профессиональная этика» трактуется (как, впрочем, и термин «этика») различным образом: