1. Соотношение понятий «этика», «прикладная этика» и «профессиональная этика»
Этика как система норм поведения на основе ценностей, совокупности моральных принципов для отдельной личности и разнообразных объединений людей еще со времен Аристотеля считается важнейшей и наиболее сложной проблемой социума.
В настоящее время существуют как минимум три трактовки термина «этика»:
1) этика как философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль, а именно, способ духовно-практического освоения мира, ценностного отношения к нему по принципу его деления на добро и зло, дозволенное и недозволенное (этика = теория морали);
2) этика как рационализированная часть самой морали, высший слой морального сознания, который представлен совокупностью норм, принципов, оценок, мотивов и т.д., выполняющих регулятивную и ценностно-ориентирующую функции (этика = мораль);
3) этика как соответствие конкретного поведения или характера высоким моральным стандартам, несущим в себе представление о должном поведении человека как члена социума (этика = нравственная культура).
В современном развитии этики обнаруживается тенденция – обращение к проблемам прикладного характера, превращение ее в реальную «практическую философию». Как замечают специалисты в области современной этики А.А. Гусейнов и Р.Г. Апресян, возникновение прикладной этики явилось особой стадией в развитии этики, выразившейся в своеобразном синтезе теоретической этики и человеческой практики, так называемого «теоретизирования в терминах жизни».
Прикладная этика – это разновидность этики, которая является конкретизацией общечеловеческих моральных ценностей применительно к определенным жизненным ситуациям, для отдельных групп людей с учетом специфики их жизнедеятельности.
Задача прикладной этики – осмысление, критика и обоснование стратегий, моделей поведения в рамках тех или иных социальных практик.
Таким образом, прикладная этика выступает не как область «чисто» теоретических исследований, а как обоснование практик, вращающихся вокруг новых, часто весьма спорных и драматических социальных контекстов. Другими словами, она является своеобразной методологией принятия моральных решений в конкретных ситуациях
Отсюда проистекают и ее основные особенности по сравнению с общей этикой:
-
прикладная этика более специализирована и поэтому более прагматична;
-
она включает в себя не только собственно теорию морали, но и комплекс внеэтических знаний о морали – социологических, психологических, педагогических;
-
в ней превалирует технологический аспект: она включает в себя разработку способов и методов внедрения прикладного знания в практику в виде проектов, программ, эталонов, моделей, кодексов;
-
в процессе «приложения» этики происходит своеобразное доразвитие ею общечеловеческих норм и требований этики.
В настоящее время существуют следующие виды прикладной этики, которые выделяются на основе определенных сфер жизни человека:
1) сфера «человек – техника – природа»:
экологическая этика; биомедицинская этика; ядерная этика, космическая этика, техноэтика;
2) сфера «человек – социум»:
этика гражданственности; политическая этика.
3) сфера «человек – трудовая деятельность»:
профессиональные этики; этика менеджмента, деловая этика; этика предпринимательства;
4) сфера «человек – семья»:
этика семейных отношений;
5) сфера «человек – человек»:
этика общения, этикет.
Таким образом, соподчинение рассмотренных понятий может быть выражено категориальным рядом: этика прикладная этика профессиональная этика.
- 1. Соотношение понятий «этика», «прикладная этика» и «профессиональная этика»
- 2. Понятие профессиональной этики, её разновидности
- 1) Как собственно система моральных норм и принципов профессиональной деятельности, или кодекс;
- 3) Как рефлексия по поводу сопровождения моральной практики в сфере профессий, включая сюда деятельность этических комитетов и иных общественных институтов.
- 4. Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи
- 5. Основные функции педагогической этики
- 6.Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в настоящее время
- 7.Методологические основы педагогической этики. Авторитарная и гуманистическая модели педагогической этики
- 1) Авторитарная этика
- 2) Гуманистическая этика
- 8. Обусловленность педагогической этики миссией педагогического труда
- 9. Профессиональные этические риски в деятельности педагогов
- 11. Моральные ценности и их отражение в категориях педагогической этики
- 12. Принципы педагогической этики как формы выражения моральных ценностей и ориентиры педагогической деятельности
- 14. Понятие педагогической деонтологии, ее место и роль в педагогической этике
- 15. Нормы как императивы поведения педагога
- 16. Основные группы стандартов этического поведения.
- 2 Группа – нормы по отношению педагога к своим ученикам:
- 3 Группа – нормы по отношению к родителям и опекунам:
- 4 Группа – нормы по отношению к коллегам («по горизонтали»):
- 5 Группа – нормы по отношению к администрации («по вертикали»):
- 6 Группа – нормы по отношению к своей профессии:
- 7 Группа – нормы по отношению педагога к обществу:
- 17)Механизм реализации моральных ценностей (основные деонтологические категории и принципы)
- 20. Дилеммы в деятельности педагога