logo
Шпоры по этике первые 20

9. Профессиональные этические риски в деятельности педагогов

Третий вопрос – это вопрос о том, является ли этика эндогенной (внутренне присущей) по отношению к педагогическому труду или она носит экзогенный характер, т.е. привносится в педагогику извне. Фактически это есть вопрос о профессиональных рисках педагогической деятельности с точки зрения этического подхода. Ответ на него определяется особенностями положения педагога в отношении субъекта своей деятельности (ученика, студента).

Первая особенность: асимметричность отношений педагога и учащихся, что выражается в зависимости последних от учителя («над-позиция»). Преподаватель представляет для учащегося авторитетный источник знаний и наделен полномочиями оценивать его успеваемость и поведение. Объективное присутствие зависимости обусловливает риск манипулирования сознанием и поведением учащихся со стороны педагога. Данное обстоятельство налагает на педагога гиперответственность за свои действия и за результаты своего труда.

Вторая особенность: педагог постоянно находится в ситуации, когда ему приходится определять, что есть благо или зло для другого человека (каждому известна сентенция: «Деточка! Я желаю тебе добра! И нечего нос воротить, потом спасибо скажешь!»). Данное обстоятельство обусловливает риск морализирования, сопрягаемого с возможностью вмешательства во внутренний мир другого человека с использованием психологического давления (насилия). Очень добрый и мягкий человек, оказавшись в рамках определенной системы профессиональных ценностей, может быть жестким и даже жестоким, если он уверен, что это необходимо для блага его подопечного. Основная этическая проблема, которая здесь возникает, заключается в том, чтобы установить границы педагогического вмешательства. Для этого и нужны стандарты поведения, которые выступают ограничителями возможного произвола со стороны специалиста. (В психологии есть такое понятие – «дидактогения». Оно означает нанесение психической травмы ребенку учителем. Учитель может нагрубить, унизить, запугать ребенка, при этом свято веря, что поступает правильно и во имя добра для ребенка. Подобная травма у детей может выражаться в таких состояниях, как угнетенность, страх, фрустрация, что незамедлительно сказывается на их деятельности, межличностном общении и часто приводит к возникновению неврозов). Третья особенность: специфический характер педагогической деятельности, который обнаруживается в основной функции педагога – трансляции знаний. Трансляция – это целенаправленный процесс движения информации от одного участника общения к другому. Но и это проблема не столько «технологического», сколь­ко профессионально-этического характера, поскольку передача информации всегда сопровождается ее интерпретацией через призму личности транслятора, его жизненного опыта и проч. Данное обстоятельство обусловливает риск субъективизма и консерватизма (догматизма) суждений. Поэтому полученная учеником информация может вызвать у учащихся разное отношение и к самой информации, и к учителю («согласен», «не согласен», «неправильно», «уже достала своим занудством» и т.д.). В принятии или непринятии информации первичное значение имеет личность учителя в совокупности его качеств (в том числе и моральных) и отношение ученика к нему, которое в свою очередь определяется отношением учителя к ученику. Это обусловливает необходимость критической рациональности, т.е. самокритичного отношения педагога к себе и своей мировоззренческой позиции.

Четвертая особенность: высокая степень индивидуализации труда педагога. Данное обстоятельство обусловливает риск вседозволенности. Уровень информированности родителей (да и всего общества) о реальном стиле взаимоотношений педагогов с учащимися достаточно низок. Как правило, родители знают, чему учат ребенка, с кем он дружит или конфликтует, иногда они замечают особенности поведения педагога. Однако это поведение корректируется в присутствии родителей или других лиц и в слабой степени позволяет судить о том фундаменте, на котором строится взаимодействие с ребенком. В этих условиях только развитое моральное сознание специалистов выступает гарантом непричинения вреда ученикам (особенно младшего возраста), которые беззащитны перед любыми формами давления и агрессии со стороны взрослых, поскольку не обладают достаточным опытом и фактически не имеют права подвергнуть их поведение критике.

Таким образом, этика не экзогенна по отношению к педагогической работе, а эндогенна. Это означает, что она «естественным образом» вырастает внутри тех отношений, которые складываются между субъектами педагогической деятельности, а не привносится извне по чьему-либо произволу.

Особая миссия и специфика педагогической деятельности требует свода этических правил, ограничивающих вмешательство в жизненный мир другого человека. Это делает необходимым вычленение из структуры моральных ценностей тех, которые субстанциональны для педагогической этики, т.е. «задают» ей специфическое содержание и составляют основу того, что может быть названо «профессиональной идеологией».

10. Понятие «ценность». Ценности в профессиональной деятельностиЦенность – это устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека, группы, общества.Ценность – это всегда отношение человека, в котором проявляется признание чего-то как важного, значимого. Ценность – это то, что не безразлично для человека, что ему дорого, что представляет для него определенный смысл.Ценностные ориентации – это индивидуальные и групповые предпочтения ценностей, в которых одним ценностям придается большая значимость, чем другим.

Система ценностных ориентаций определяет направленность личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Другими словами, она выступает основой мировоззрения и ядром мотивации жизненной активности. Любая профессиональная деятельность основывается также на системе ценностей. В систему ценностей профессиональной деятельности входят ценности различных групп: утилитарные (польза); познавательные (истина); организационные (порядок); потребительские (удовлетворение); творческие (создание нового); эстетические (красота); моральные (добро). Ценности выступают аксиологическим основанием профессиональной деятельности, поскольку: определяют цели деятельности профессиональной группы, смысл и мотивы деятельности профессионалов, а также те средства, которые только и могут быть использованы для достижения поставленных целей; выступают в качестве критерия оценки результатов действий специалистов с точки зрения их общественной и личной значимости; выступают в качестве регулятора отношений между субъектами профессионального взаимодействия; служат ориентирами специалиста в профессиональной деятельности и личной жизни, создают «простор» для личностного роста.