9. Профессиональные этические риски в деятельности педагогов
Третий вопрос – это вопрос о том, является ли этика эндогенной (внутренне присущей) по отношению к педагогическому труду или она носит экзогенный характер, т.е. привносится в педагогику извне. Фактически это есть вопрос о профессиональных рисках педагогической деятельности с точки зрения этического подхода. Ответ на него определяется особенностями положения педагога в отношении субъекта своей деятельности (ученика, студента).
Первая особенность: асимметричность отношений педагога и учащихся, что выражается в зависимости последних от учителя («над-позиция»). Преподаватель представляет для учащегося авторитетный источник знаний и наделен полномочиями оценивать его успеваемость и поведение. Объективное присутствие зависимости обусловливает риск манипулирования сознанием и поведением учащихся со стороны педагога. Данное обстоятельство налагает на педагога гиперответственность за свои действия и за результаты своего труда.
Вторая особенность: педагог постоянно находится в ситуации, когда ему приходится определять, что есть благо или зло для другого человека (каждому известна сентенция: «Деточка! Я желаю тебе добра! И нечего нос воротить, потом спасибо скажешь!»). Данное обстоятельство обусловливает риск морализирования, сопрягаемого с возможностью вмешательства во внутренний мир другого человека с использованием психологического давления (насилия). Очень добрый и мягкий человек, оказавшись в рамках определенной системы профессиональных ценностей, может быть жестким и даже жестоким, если он уверен, что это необходимо для блага его подопечного. Основная этическая проблема, которая здесь возникает, заключается в том, чтобы установить границы педагогического вмешательства. Для этого и нужны стандарты поведения, которые выступают ограничителями возможного произвола со стороны специалиста. (В психологии есть такое понятие – «дидактогения». Оно означает нанесение психической травмы ребенку учителем. Учитель может нагрубить, унизить, запугать ребенка, при этом свято веря, что поступает правильно и во имя добра для ребенка. Подобная травма у детей может выражаться в таких состояниях, как угнетенность, страх, фрустрация, что незамедлительно сказывается на их деятельности, межличностном общении и часто приводит к возникновению неврозов). Третья особенность: специфический характер педагогической деятельности, который обнаруживается в основной функции педагога – трансляции знаний. Трансляция – это целенаправленный процесс движения информации от одного участника общения к другому. Но и это проблема не столько «технологического», сколько профессионально-этического характера, поскольку передача информации всегда сопровождается ее интерпретацией через призму личности транслятора, его жизненного опыта и проч. Данное обстоятельство обусловливает риск субъективизма и консерватизма (догматизма) суждений. Поэтому полученная учеником информация может вызвать у учащихся разное отношение и к самой информации, и к учителю («согласен», «не согласен», «неправильно», «уже достала своим занудством» и т.д.). В принятии или непринятии информации первичное значение имеет личность учителя в совокупности его качеств (в том числе и моральных) и отношение ученика к нему, которое в свою очередь определяется отношением учителя к ученику. Это обусловливает необходимость критической рациональности, т.е. самокритичного отношения педагога к себе и своей мировоззренческой позиции.
Четвертая особенность: высокая степень индивидуализации труда педагога. Данное обстоятельство обусловливает риск вседозволенности. Уровень информированности родителей (да и всего общества) о реальном стиле взаимоотношений педагогов с учащимися достаточно низок. Как правило, родители знают, чему учат ребенка, с кем он дружит или конфликтует, иногда они замечают особенности поведения педагога. Однако это поведение корректируется в присутствии родителей или других лиц и в слабой степени позволяет судить о том фундаменте, на котором строится взаимодействие с ребенком. В этих условиях только развитое моральное сознание специалистов выступает гарантом непричинения вреда ученикам (особенно младшего возраста), которые беззащитны перед любыми формами давления и агрессии со стороны взрослых, поскольку не обладают достаточным опытом и фактически не имеют права подвергнуть их поведение критике.
Таким образом, этика не экзогенна по отношению к педагогической работе, а эндогенна. Это означает, что она «естественным образом» вырастает внутри тех отношений, которые складываются между субъектами педагогической деятельности, а не привносится извне по чьему-либо произволу.
Особая миссия и специфика педагогической деятельности требует свода этических правил, ограничивающих вмешательство в жизненный мир другого человека. Это делает необходимым вычленение из структуры моральных ценностей тех, которые субстанциональны для педагогической этики, т.е. «задают» ей специфическое содержание и составляют основу того, что может быть названо «профессиональной идеологией».
10. Понятие «ценность». Ценности в профессиональной деятельностиЦенность – это устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека, группы, общества.Ценность – это всегда отношение человека, в котором проявляется признание чего-то как важного, значимого. Ценность – это то, что не безразлично для человека, что ему дорого, что представляет для него определенный смысл.Ценностные ориентации – это индивидуальные и групповые предпочтения ценностей, в которых одним ценностям придается большая значимость, чем другим.
Система ценностных ориентаций определяет направленность личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Другими словами, она выступает основой мировоззрения и ядром мотивации жизненной активности. Любая профессиональная деятельность основывается также на системе ценностей. В систему ценностей профессиональной деятельности входят ценности различных групп: утилитарные (польза); познавательные (истина); организационные (порядок); потребительские (удовлетворение); творческие (создание нового); эстетические (красота); моральные (добро). Ценности выступают аксиологическим основанием профессиональной деятельности, поскольку: определяют цели деятельности профессиональной группы, смысл и мотивы деятельности профессионалов, а также те средства, которые только и могут быть использованы для достижения поставленных целей; выступают в качестве критерия оценки результатов действий специалистов с точки зрения их общественной и личной значимости; выступают в качестве регулятора отношений между субъектами профессионального взаимодействия; служат ориентирами специалиста в профессиональной деятельности и личной жизни, создают «простор» для личностного роста.
- 1. Соотношение понятий «этика», «прикладная этика» и «профессиональная этика»
- 2. Понятие профессиональной этики, её разновидности
- 1) Как собственно система моральных норм и принципов профессиональной деятельности, или кодекс;
- 3) Как рефлексия по поводу сопровождения моральной практики в сфере профессий, включая сюда деятельность этических комитетов и иных общественных институтов.
- 4. Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи
- 5. Основные функции педагогической этики
- 6.Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в настоящее время
- 7.Методологические основы педагогической этики. Авторитарная и гуманистическая модели педагогической этики
- 1) Авторитарная этика
- 2) Гуманистическая этика
- 8. Обусловленность педагогической этики миссией педагогического труда
- 9. Профессиональные этические риски в деятельности педагогов
- 11. Моральные ценности и их отражение в категориях педагогической этики
- 12. Принципы педагогической этики как формы выражения моральных ценностей и ориентиры педагогической деятельности
- 14. Понятие педагогической деонтологии, ее место и роль в педагогической этике
- 15. Нормы как императивы поведения педагога
- 16. Основные группы стандартов этического поведения.
- 2 Группа – нормы по отношению педагога к своим ученикам:
- 3 Группа – нормы по отношению к родителям и опекунам:
- 4 Группа – нормы по отношению к коллегам («по горизонтали»):
- 5 Группа – нормы по отношению к администрации («по вертикали»):
- 6 Группа – нормы по отношению к своей профессии:
- 7 Группа – нормы по отношению педагога к обществу:
- 17)Механизм реализации моральных ценностей (основные деонтологические категории и принципы)
- 20. Дилеммы в деятельности педагога