logo
Шпоры по этике первые 20

11. Моральные ценности и их отражение в категориях педагогической этики

Особую группу ценностей представляют моральные ценности.

Сущность морали обнаруживается в специфичности тех особенных ценностей, которые посредством ее утверждаются (Р.Г. Апресян, 2010):

во-первых, это – ценности блага индивида и заботы о нем;

во-вторых, ценности солидарности и единства между индивидами как субъектами интересов и носителями (порой потенциальными) блага;

в-третьих, ценности, отражающие соответствие индивида этим требованиям, а именно добродетели как качества характера (т.е. способности содействовать благу других, быть солидарным, под­держивать единство с ближними);

в-четвертых, ценности личного совершенства как показатели качества и результативности усилий, предпринимаемых в соответствии с названными требованиями.

Специфика этих ценностей в качестве моральных состоит в том, что они репрезенти­руют благо индивида как такового (т.е. независимо от его общественного статуса или профессиональной, этнической, конфессиональной принадлежности).

Моральные ценности закреплены в обобщенной, надперсональной форме в культуре (в текстах и традициях культуры). Выражаются они как в отвлеченной, нейтральной (категориальной) форме, так и в определеннойимперативной форме: "Не вреди", "Уважай других", "Помогай другим», "Относись к другим дружественно и заботливо (любовно)". Эти требования перечислены в порядке нарастания положительного морального содержания: забота и дружественность – это высшие проявления моральности.

Для фиксации ценностей как универсалий культуры используется особый категориальный лексикон. Категории этики – это наиболее общие понятия, которые отражают сущность морали как совокупности ценностей.

Рассмотрим основные категории этики, отражающие морально-значимые для педагога ценности.

1) Добро – это понятие, которое выражает положительное значение явлений в их соотнесенности с идеалом. Оно олицетворяет все хорошее, положительное и соотносится с созиданием, благополучием, процветанием. Определяя сущность добра (блага), Э. Фромм в работе «Человек для себя» утверждает: «Благо в гуманистической этике – это утверждение жизни, развертывание человеком своей потенциальности».

Практически добро проявляется как доброжелательность и добродетельность, а утверждается ненасильственными способами (добро тождественно ненасилию). Поэтому добро может быть требовательным, но не жестоким и всегда сочетается с доверием, искренностью, надежностью человека.

Зло определяется как противоположность добра. Моральное зло выражается в таких наиболее общих пороках, как враж­дебность и распущенность и воспринимается как насилие над человеком.

Условием реализации добра и зла выступает свобода человека.

2) Свобода это категория, которая отражает возможность для человека действовать в отсутствии жесткого внешнего давления и ограничений.

Формой проявления моральной свободы является выбор, который самостоятельно делается человеком. Свободный выбор обеспечивается разумом и волей (духовной побуди­тельной силой). Сво­бода имеет два аспекта: а) негативный («свобода от», независимость) – предполагает освобождение от внешней зависимости и б) позитивный («свобода для», автономия) – предполагает осознание того, зачем нужна моральная свобода, для чего она будет использована.

Антиподами свободы выступают зависимость, покорность, произвол, своеволие, самоволие.

Нравственная свобода позволяет человеку «здесь-и-сейчас» реализовать себя в конкретном виде добра. Он должен уметь при­нимать решения, учитывая последствия собственного поведения. Поэтому свобода, в свою очередь, соотносится с ответственностью.

3) Ответственностьэто категория, которая отражает способность человека активно действовать и вместе с тем понимать и осознавать, как отзовутся данные действия на самом акторе и на других, какими будут их последствия.

Антиподами ответственности выступают безответственность, попустительство и потворствование злу. 4) Справедливость – это понятие, которое подразумевает существование и использование в повседневной практике условного эквивалента, позволяющего осуществлять адекватное распределение блага между разными людьми.

Бывает уравнивающая (по количеству) и распределяющая (по качеству деяний) справедливость. Справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями.

Антиподами справедливости являются несправедливость, негативная дискриминация.

5) Достоинствопонятие для обозначения нравственной самоценности личности, ее значимости, самоуважения. Оно неотъемлемо даётся человеку с рождения, выражает его моральную принадлежность к человечеству и переживается как оценка личностью своих нравственных заслуг. Практически обнаруживается в сопротивлении человека всяким попыткам унизить, оскорбить, оклеветать себя, посягнуть на свою индивидуальность и независимость. Высшим проявлением человеческого достоинства является благородство – нравственное величие человеческой личности.

Если обесчестить человека могут публичные действия окружающих, то утратить достоинство можно только в результате собственных низких, неблаговидных действий. Антиподами являются высокомерие, самоуничижение.

6) Честьпонятие для обозначения внешнего, общественного признания поступков чело­века, его заслуг, проявляющееся в почитании, славе. Практически она связана со стремле­нием добиться высокой оценки, авторитета со стороны окружающих, похвалы, известности. Антиподы – претенциозность, псевдочесть, тщеславие, бесчестье, раболепие.

7) Такт – это понятие, которое отражает умение человека не только предвидеть все последствия своих действий, но и их субъективное восприятие другими людьми. Предполагает умение выстроить свои отношения таким образом, чтобы не поставить невольно кого-либо в неловкое положение, не за­деть самолюбие личности, не унизить ее. Сочетается с чувством меры. Достигается путем всесторонней оценки противоречивой ситуации, а также тен­денций ее развития. Тактичность особенно необходима, когда приходится иметь дело с зависимыми от воли специалиста детьми и подростками. Антиподы – бестактность, непорядочность.

Следует отметить, что выше перечисленные моральные ценности не исчерпывают содержание педагогической морали. Обозначим и такие значимые для педагога ценности, как счастье и смысл жизни, дружба и товарищество, которые в условиях деятельности в рамках «высокой профессии» приобретают особое звучание.