logo
Шпоры по этике первые 20

3) Как рефлексия по поводу сопровождения моральной практики в сфере профессий, включая сюда деятельность этических комитетов и иных общественных институтов.

Потребность в создании систем профессиональной этики для различных видов профессиональной деятельности неодинакова. Особая необходимость в ней возникает, когда:

  1. деятельность специалистов направлена непосредственно на человека, на изменение его жизненного сценария;

  2. специалисты находятся в непрерывном общении с другими людьми, воздействуя на их внутренний мир;

  3. деятельность связана с выполнением специфических общественных функций (например, в воинской и милицейской службах, в спорте, в сфере деятельности общественно-политических организаций и др.);

  4. при этом велика степень индивидуализации труда специалиста.

В этом случае этика имеет огромное значение, так как нравственный уровень таких специалистов во многом определяют качество их работы и конечный результат.

На этом основании выделяются следующие виды профессиональных этик:

3. Общие и частные характеристики профессиональных этик

Анализ литературы по профессиональной этике позволяет сделать следующие выводы:

1) профессиональная этика представляет собой особенную форму моральной регуляции в профессиональных сообществах;

2) профессиональная этика ценностно и нормативно обусловлена, что находит свое выражение в форме этических кодексов;

3) особенность профессиональной этики заключена в том, что она имеет ситуативный характер, обусловленный конфликтом и соответствующей дилеммой морального выбора.

4) профессиональная этика в современном обществе представляет собой социальный институт морали, что означает переход от индивидуальной этики к социальной этике и подразумевает наличие институтов морали, например, этических центров, этических комитетов, комитетов примирения и т.д.

При этом всем профессиональным этикам свойственны общие характеристики:

1. Наиболее значимыми признаками «морального измерения» всех профессий являются:

а) идея профессионального призвания и служения;

б) самоопределение при выборе профес­сии;

в) свобода и автономия в профессии;

г) альтруистичес­кая мотивация профессиональной деятельности;

д) разработка этических кодексов и создание этических комитетов.

2. Корпоративность обособленность и преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных коллективов (кор­пораций). Она проявляется как:

3. Едины для всех профессий и факторы, стимулирующие трудовую активность:

а) привлекательность самого процесса труда;

б) стрем­ление к признанию и ориентация на успех;

в) морально-психологический климат в трудовом коллективе.

Частные характеристики профессиональных этик вытекают из содержания и специфики профессий и выражаются в основном в моральных кодексах – требованиях по отношению к специалистам.

Например, специфика профессионально-этических требований некоторых видов профессий типа «человек–человек» заключается в следующем:

Деловая этика:

Врачебная этика:

Этика правоохранительных органов:

Этика практического психолога:

Этика в сфере сервиса:

Педагогическая этика оформляется в результате анализа миссии и специфики педагогической деятельности, которые принимаются во внимание при обосновании конкретных требований по отношению к педагогу – педагогической деонтологии. При этом обществу важно, чтобы деятельность осуществлялась специалистом не просто в рамках стихийно сложившихся в профессиональном сообществе ценностей, но на основе научно обоснованных базовых ценностей, принципов, норм, стандартов, которые гарантируют должное поведение. Поэтому трансляция ценностей профессии с целью их присвоения специалистом и последующей реализации в практической деятельности становится особой «заботой» современной системы образования. На этом основании педагогическая этика может быть рассмотрена как инвариантная модель профессиональной этики вообще.