14. Понятие педагогической деонтологии, ее место и роль в педагогической этике
Термин «деонтология» (от греч. deonthos – должный) введен в научный лексикон в XVIII в. английским философом-утилитаристом И. Бентамом (1748-1832). Первоначально термин имел узкий смысл, обозначая долг и обязанности верующего человека перед Богом и религиозной общиной. Впоследствии за термином закрепился более широкий смысл как учения о долге вообще.
Особая роль в оформлении деонтологии принадлежит немецкому философу И. Канту (1724-1804). Этика Канта – это этика долга. Согласно взглядам философа, сущность морали заключена в неизменном нравственном законе – категорическом императиве, который требует от человека его безусловного выполнения. Две наиболее известные формулировки закона гласят:
-
«Поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;
-
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели, и никогда не относился бы к нему только как средству».
В настоящее время деонтология трактуется как учение о долге и должном поведении отдельной личности или группы людей в любой сфере жизни. Деонтология – это ядро этической системы, поскольку должное поведение гарантирует выполнение внешних по отношению к человеку требований в лице принципов и норм поведения.
Термин «деонтология» широко используется в профессиональной этике для обозначения теории о долге и должном поведении специалиста в рамках его профессии. В настоящее время чаще всего она рассматривается как учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медработников по отношению к больному. Общеизвестно, что главным этическим принципом деятельности врача является принцип «не навреди» (Гиппократ). Именно поэтому предоставляется очевидной необходимость применять сущность деонтологии в практике других профессий, поскольку она выявляет специфику реализации этических ценностей в конкретных видах профессиональных взаимодействий.
Таким образом, педагогическая деонтология – это учение о долге и должном поведении педагога в различных сферах его профессиональной деятельности.
Необходимость педагогической деонтологии обусловлена следующими причинами:
-
от деятельности педагога во многом зависит благополучие учащегося, а опосредованно – всего общества, что требует неукоснительного и качественного выполнения им всех профессиональных обязанностей;
-
не все обязанности, возлагаемые на педагога, могут быть для него привлекательными и желательными (не устраивает общение с определенными учащимися, оплата труда, общение с коллегами и др.).
Деонтология акцентирует свое внимание, во-первых, на содержании профессионального долга и, во-вторых, на механизме, обеспечивающем реализацию требований педагогической этики.
- 1. Соотношение понятий «этика», «прикладная этика» и «профессиональная этика»
- 2. Понятие профессиональной этики, её разновидности
- 1) Как собственно система моральных норм и принципов профессиональной деятельности, или кодекс;
- 3) Как рефлексия по поводу сопровождения моральной практики в сфере профессий, включая сюда деятельность этических комитетов и иных общественных институтов.
- 4. Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи
- 5. Основные функции педагогической этики
- 6.Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в настоящее время
- 7.Методологические основы педагогической этики. Авторитарная и гуманистическая модели педагогической этики
- 1) Авторитарная этика
- 2) Гуманистическая этика
- 8. Обусловленность педагогической этики миссией педагогического труда
- 9. Профессиональные этические риски в деятельности педагогов
- 11. Моральные ценности и их отражение в категориях педагогической этики
- 12. Принципы педагогической этики как формы выражения моральных ценностей и ориентиры педагогической деятельности
- 14. Понятие педагогической деонтологии, ее место и роль в педагогической этике
- 15. Нормы как императивы поведения педагога
- 16. Основные группы стандартов этического поведения.
- 2 Группа – нормы по отношению педагога к своим ученикам:
- 3 Группа – нормы по отношению к родителям и опекунам:
- 4 Группа – нормы по отношению к коллегам («по горизонтали»):
- 5 Группа – нормы по отношению к администрации («по вертикали»):
- 6 Группа – нормы по отношению к своей профессии:
- 7 Группа – нормы по отношению педагога к обществу:
- 17)Механизм реализации моральных ценностей (основные деонтологические категории и принципы)
- 20. Дилеммы в деятельности педагога