12. Принципы педагогической этики как формы выражения моральных ценностей и ориентиры педагогической деятельности
Владение категориальным аппаратом, описывающим моральное пространство, а также знание особенностей педагогики как социальной практики позволяет сформулировать и обосновать принципы педагогической этики. Это своеобразная идеология педагогической деятельности, и как всякая идеология она подлежит конструированию (при этом незримо несет на себе отпечаток личности конструктора).
Принципы – это наиболее общие содержательные требования, предъявляемые к поведению специалиста в целом. Они определяют основную линию профессиональной деятельности специалиста.
Поскольку принципы есть не что иное, как форма выражения моральных ценностей, попытаемся их артикулировать, опираясь на наше знание основных моральных категорий.
Добро | Принцип благодеяния, или принцип любви; Принцип ненасилия |
Свобода | Принцип автономии Принцип толерантности |
Ответственность | Принцип ответственности |
Справедливость | Принцип справедливости |
Достоинство | Принцип уважения прав и достоинства |
Честь | Принцип компетентности |
Такт | Принцип порядочности |
Охарактеризуем выше перечисленные принципы.
Принцип благодеяния, или принцип любви: предполагает глубокую заинтересованность в том человеке, который тебе дорог. Это не только глубоко интимное чувство, но особые отношения к объекту любви. Они основываются на таких ценностях, как отдавание (вплоть до жертвенности), забота, уважение, ответственность, глубинное знание другого человека (Э. Фромм). Добро в деятельности педагога воплощается в заботе о ребенке, создании благоприятных условий для его жизни, в обучении ребенка необходимым для него навыкам. При этом педагог должен быть не добреньким, жалеющим, потакающим слабостям, а принципиально добрым, т.е. способным учить ребенка противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких. Распространяется данный принцип и на отношение человека к тому делу, которое он избрал для себя не только как источник существования, но и как перспективу своего самоосуществления.
Принцип ненасилия: проявляется в стремлении построить отношения на основе сотрудничества, а не соперничества; не вызывать чувства страха и ненависти; в разрешении конфликтных ситуаций использовать мирные, ненасильственные методы, поскольку посредничество и примирение, уважение и понимание являются более эффективными средствами, чем насильственные, поскольку позволяют сторонам сохранить достоинство.
Принцип автономии: проявляется в уважении свободной личности ребенка, его права на собственный уникальный путь развития, в том числе, «права на ошибку». Не быть высокомерным, не навязывать свое мнение, а привлекать учащегося к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора, оберегать его самоуважение.
Принцип толерантности: основывается на позитивной предрасположенности к другому человеку, принятии его в непохожести на себя, в терпимом отношении к нему, доверии к его «инаковости», ибо у него есть право на самовыражение и автономию.
Принцип ответственности: проявляется в осуществлении формального и неформального контроля за ходом деятельности с целью своевременного корректирующего вмешательства. Выступает ограничителем свободы, понятой как своеволие и самоволие по отношению к тому, кто от тебя зависит. Принцип справедливости: предполагает объективную оценку способностей, возможностей ребенка, а также результата его деятельности; соответствующее воздаяние за это в виде благ, которые тот может получить; равную доступность для всех учеников основных прав и свобод.
Педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что:
1) оценка действия и ответная реакция на нее находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости;
2) определение меры объективности зависит от педагога в большей степени;
3) общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой;
4) педагогически необходимое с точки зрения педагога может не осознаваться учащимися.
Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам – каждое действие коллеги должно получать оценку без преувеличения или преуменьшения его заслуг или недостатков, с учетом как объективных, так и субъективных факторов.
Принцип уважения прав и достоинства: проявляется в признании несомненной ценности учащегося, его праве на реализацию своих способностей, праве на достойные условия существования; предполагает демонстрацию доброжелательного отношения, защиту достоинства от посягательств других людей, уважение права на принятие самостоятельного решения.
Принцип компетентности: ориентирует на профессионализм, который сопровождается рефлексией «не навреди». Честь педагога не дается ему вместе с профессией и служебным удостоверением. Она формируются в процессе его постоянной работы над своими профессиональными и моральными достоинствами. Предполагает заботу руководства о кадрах, повышении квалификации, переобучении, дополнительном образовании, специальной стажировки, что выступает необходимым условием завоевания авторитета. Авторитет – это неформальное (без принуждения) влияние педагога, основанное на знаниях, умениях, опыте и нравственных достоинствах.
Авторитет может быть: а) формальным – как авторитет профессии и должности; б) неформальным – как показатель моральной значимости и степени влияния педагога на ребенка и его окружение. Завоевание авторитета – процесс длительный и трудный, имеющий, однако одну особенность: чем меньше педагог думает об авторитете и чем больше о собственно профессиональной деятельности, тем выше его авторитет. Если борьба за завоевание авторитета становится самоцелью, это может привести к прямо противоположному результату – утратите остатков авторитета в глазах окружающих.
Принцип порядочности: ориентирует на уважительность, тактичность, чувство меры, честность, искренность, точность во взаимоотношениях со всеми субъектами педагогического взаимодействия. Педагог может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными детьми. Какие бы чувства учащийся ни вызывал у педагога, отношение к нему всегда должно быть ровным, доброжелательным и внимательным, а его проблемы должны оцениваться адекватно.
Данные принципы могут быть квалифицированы как стратегические, поскольку определяют направленность деятельности педагога по всему спектру совершаемых им действий. Однако если конкретизировать их применительно к учебной деятельности, то они могут быть сформулированы несколько иначе – как тактические принципы поведения. Так, Д.А. Белухин в книге «Педагогическая этика: желаемое и действительное» (2007 г.) обосновывает следующие принципы как ориентиры поведения учителя во время учебных занятий:
1. принцип равенства в общении
2. принцип партнерства в совместной деятельности; 3. принцип приоритета феноменологического (гуманистического) характера педагогической деятельности над технологическим;
4. принцип разнообразия целей и задач педагогического взаимодействия;
5. принцип творчества (креативности);
6. принцип актуализации;
7. принцип идентификации;
8. принцип психотерапевтического характера педагогического взаимодействия;
9. принцип положительного эмоционального фона педагогического взаимодействия;
10. принцип личностной органичности в отборе методик организации педагогического взаимодействия.
Естественно, что принципы педагогической этики не могут носить абсолютного характера, являясь лишь универсальными ориентирами, поскольку каждая педагогическая ситуация по-своему уникальна. Их универсальность связывается с равнообращенностью ко всем субъектам педагогического взаимодействия.
- 1. Соотношение понятий «этика», «прикладная этика» и «профессиональная этика»
- 2. Понятие профессиональной этики, её разновидности
- 1) Как собственно система моральных норм и принципов профессиональной деятельности, или кодекс;
- 3) Как рефлексия по поводу сопровождения моральной практики в сфере профессий, включая сюда деятельность этических комитетов и иных общественных институтов.
- 4. Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи
- 5. Основные функции педагогической этики
- 6.Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в настоящее время
- 7.Методологические основы педагогической этики. Авторитарная и гуманистическая модели педагогической этики
- 1) Авторитарная этика
- 2) Гуманистическая этика
- 8. Обусловленность педагогической этики миссией педагогического труда
- 9. Профессиональные этические риски в деятельности педагогов
- 11. Моральные ценности и их отражение в категориях педагогической этики
- 12. Принципы педагогической этики как формы выражения моральных ценностей и ориентиры педагогической деятельности
- 14. Понятие педагогической деонтологии, ее место и роль в педагогической этике
- 15. Нормы как императивы поведения педагога
- 16. Основные группы стандартов этического поведения.
- 2 Группа – нормы по отношению педагога к своим ученикам:
- 3 Группа – нормы по отношению к родителям и опекунам:
- 4 Группа – нормы по отношению к коллегам («по горизонтали»):
- 5 Группа – нормы по отношению к администрации («по вертикали»):
- 6 Группа – нормы по отношению к своей профессии:
- 7 Группа – нормы по отношению педагога к обществу:
- 17)Механизм реализации моральных ценностей (основные деонтологические категории и принципы)
- 20. Дилеммы в деятельности педагога