11. Моральные ценности и их отражение в категориях педагогической этики
Особую группу ценностей представляют моральные ценности.
Сущность морали обнаруживается в специфичности тех особенных ценностей, которые посредством ее утверждаются (Р.Г. Апресян, 2010):
во-первых, это – ценности блага индивида и заботы о нем;
во-вторых, ценности солидарности и единства между индивидами как субъектами интересов и носителями (порой потенциальными) блага;
в-третьих, ценности, отражающие соответствие индивида этим требованиям, а именно добродетели как качества характера (т.е. способности содействовать благу других, быть солидарным, поддерживать единство с ближними);
в-четвертых, ценности личного совершенства как показатели качества и результативности усилий, предпринимаемых в соответствии с названными требованиями.
Специфика этих ценностей в качестве моральных состоит в том, что они репрезентируют благо индивида как такового (т.е. независимо от его общественного статуса или профессиональной, этнической, конфессиональной принадлежности).
Моральные ценности закреплены в обобщенной, надперсональной форме в культуре (в текстах и традициях культуры). Выражаются они как в отвлеченной, нейтральной (категориальной) форме, так и в определенной – императивной форме: "Не вреди", "Уважай других", "Помогай другим», "Относись к другим дружественно и заботливо (любовно)". Эти требования перечислены в порядке нарастания положительного морального содержания: забота и дружественность – это высшие проявления моральности.
Для фиксации ценностей как универсалий культуры используется особый категориальный лексикон. Категории этики – это наиболее общие понятия, которые отражают сущность морали как совокупности ценностей.
Рассмотрим основные категории этики, отражающие морально-значимые для педагога ценности.
1) Добро – это понятие, которое выражает положительное значение явлений в их соотнесенности с идеалом. Оно олицетворяет все хорошее, положительное и соотносится с созиданием, благополучием, процветанием. Определяя сущность добра (блага), Э. Фромм в работе «Человек для себя» утверждает: «Благо в гуманистической этике – это утверждение жизни, развертывание человеком своей потенциальности».
Практически добро проявляется как доброжелательность и добродетельность, а утверждается ненасильственными способами (добро тождественно ненасилию). Поэтому добро может быть требовательным, но не жестоким и всегда сочетается с доверием, искренностью, надежностью человека.
Зло определяется как противоположность добра. Моральное зло выражается в таких наиболее общих пороках, как враждебность и распущенность и воспринимается как насилие над человеком.
Условием реализации добра и зла выступает свобода человека.
2) Свобода – это категория, которая отражает возможность для человека действовать в отсутствии жесткого внешнего давления и ограничений.
Формой проявления моральной свободы является выбор, который самостоятельно делается человеком. Свободный выбор обеспечивается разумом и волей (духовной побудительной силой). Свобода имеет два аспекта: а) негативный («свобода от», независимость) – предполагает освобождение от внешней зависимости и б) позитивный («свобода для», автономия) – предполагает осознание того, зачем нужна моральная свобода, для чего она будет использована.
Антиподами свободы выступают зависимость, покорность, произвол, своеволие, самоволие.
Нравственная свобода позволяет человеку «здесь-и-сейчас» реализовать себя в конкретном виде добра. Он должен уметь принимать решения, учитывая последствия собственного поведения. Поэтому свобода, в свою очередь, соотносится с ответственностью.
3) Ответственность – это категория, которая отражает способность человека активно действовать и вместе с тем понимать и осознавать, как отзовутся данные действия на самом акторе и на других, какими будут их последствия.
Антиподами ответственности выступают безответственность, попустительство и потворствование злу. 4) Справедливость – это понятие, которое подразумевает существование и использование в повседневной практике условного эквивалента, позволяющего осуществлять адекватное распределение блага между разными людьми.
Бывает уравнивающая (по количеству) и распределяющая (по качеству деяний) справедливость. Справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями.
Антиподами справедливости являются несправедливость, негативная дискриминация.
5) Достоинство – понятие для обозначения нравственной самоценности личности, ее значимости, самоуважения. Оно неотъемлемо даётся человеку с рождения, выражает его моральную принадлежность к человечеству и переживается как оценка личностью своих нравственных заслуг. Практически обнаруживается в сопротивлении человека всяким попыткам унизить, оскорбить, оклеветать себя, посягнуть на свою индивидуальность и независимость. Высшим проявлением человеческого достоинства является благородство – нравственное величие человеческой личности.
Если обесчестить человека могут публичные действия окружающих, то утратить достоинство можно только в результате собственных низких, неблаговидных действий. Антиподами являются высокомерие, самоуничижение.
6) Честь – понятие для обозначения внешнего, общественного признания поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, славе. Практически она связана со стремлением добиться высокой оценки, авторитета со стороны окружающих, похвалы, известности. Антиподы – претенциозность, псевдочесть, тщеславие, бесчестье, раболепие.
7) Такт – это понятие, которое отражает умение человека не только предвидеть все последствия своих действий, но и их субъективное восприятие другими людьми. Предполагает умение выстроить свои отношения таким образом, чтобы не поставить невольно кого-либо в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее. Сочетается с чувством меры. Достигается путем всесторонней оценки противоречивой ситуации, а также тенденций ее развития. Тактичность особенно необходима, когда приходится иметь дело с зависимыми от воли специалиста детьми и подростками. Антиподы – бестактность, непорядочность.
Следует отметить, что выше перечисленные моральные ценности не исчерпывают содержание педагогической морали. Обозначим и такие значимые для педагога ценности, как счастье и смысл жизни, дружба и товарищество, которые в условиях деятельности в рамках «высокой профессии» приобретают особое звучание.
- 1. Соотношение понятий «этика», «прикладная этика» и «профессиональная этика»
- 2. Понятие профессиональной этики, её разновидности
- 1) Как собственно система моральных норм и принципов профессиональной деятельности, или кодекс;
- 3) Как рефлексия по поводу сопровождения моральной практики в сфере профессий, включая сюда деятельность этических комитетов и иных общественных институтов.
- 4. Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи
- 5. Основные функции педагогической этики
- 6.Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в настоящее время
- 7.Методологические основы педагогической этики. Авторитарная и гуманистическая модели педагогической этики
- 1) Авторитарная этика
- 2) Гуманистическая этика
- 8. Обусловленность педагогической этики миссией педагогического труда
- 9. Профессиональные этические риски в деятельности педагогов
- 11. Моральные ценности и их отражение в категориях педагогической этики
- 12. Принципы педагогической этики как формы выражения моральных ценностей и ориентиры педагогической деятельности
- 14. Понятие педагогической деонтологии, ее место и роль в педагогической этике
- 15. Нормы как императивы поведения педагога
- 16. Основные группы стандартов этического поведения.
- 2 Группа – нормы по отношению педагога к своим ученикам:
- 3 Группа – нормы по отношению к родителям и опекунам:
- 4 Группа – нормы по отношению к коллегам («по горизонтали»):
- 5 Группа – нормы по отношению к администрации («по вертикали»):
- 6 Группа – нормы по отношению к своей профессии:
- 7 Группа – нормы по отношению педагога к обществу:
- 17)Механизм реализации моральных ценностей (основные деонтологические категории и принципы)
- 20. Дилеммы в деятельности педагога