logo search
Шпоры по этике первые 20

12. Принципы педагогической этики как формы выражения моральных ценностей и ориентиры педагогической деятельности

Владение категориальным аппаратом, описывающим моральное пространство, а также знание особенностей педагогики как социальной практики позволяет сформулировать и обосновать принципы педагогической этики. Это своеобразная идеология педагогической деятельности, и как всякая идеология она подлежит конструированию (при этом незримо несет на себе отпечаток личности конструктора).

Принципыэто наиболее общие содержательные требования, предъявляемые к поведению специалиста в целом. Они определяют основную линию профессиональной деятельности специалиста.

Поскольку принципы есть не что иное, как форма выражения моральных ценностей, попытаемся их артикулировать, опираясь на наше знание основных моральных категорий.

Добро

Принцип благодеяния, или принцип любви;

Принцип ненасилия

Свобода

Принцип автономии

Принцип толерантности

Ответственность

Принцип ответственности

Справедливость

Принцип справедливости

Достоинство

Принцип уважения прав и достоинства

Честь

Принцип компетентности

Такт

Принцип порядочности

Охарактеризуем выше перечисленные принципы.

Принцип благодеяния, или принцип любви: предполагает глубокую заинтересованность в том человеке, который тебе дорог. Это не только глубоко интимное чувство, но особые отношения к объекту любви. Они основываются на таких ценностях, как отдавание (вплоть до жертвенности), забота, уважение, ответственность, глубинное знание другого человека (Э. Фромм). Добро в деятельности педагога воплощается в заботе о ребенке, создании благоприятных условий для его жизни, в обучении ребенка необходимым для него навыкам. При этом педагог должен быть не добреньким, жалеющим, потакающим слабостям, а принципиально добрым, т.е. способным учить ребенка противостоять негативным явлениям, преодолевать труд­ности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких. Распространяется данный принцип и на отношение человека к тому делу, которое он избрал для себя не только как источник существования, но и как перспективу своего самоосуществления.

Принцип ненасилия: проявляется в стремлении построить отношения на основе сотрудничества, а не соперничества; не вызывать чувства страха и ненависти; в разрешении конфликтных ситуаций использовать мирные, ненасильственные методы, поскольку посредничество и примирение, уважение и понимание являются более эффективными средствами, чем насильственные, поскольку позволяют сторонам сохранить достоинство.

Принцип автономии: проявляется в уважении свободной личности ребенка, его права на собственный уникальный путь развития, в том числе, «права на ошибку». Не быть высокомерным, не навязывать свое мнение, а привлекать учащегося к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора, обере­гать его самоуважение.

Принцип толерантности: основывается на позитивной предрасположенности к другому человеку, принятии его в непохожести на себя, в терпимом отношении к нему, доверии к его «инаковости», ибо у него есть право на самовыражение и автономию.

Принцип ответственности: проявляется в осуществлении формального и неформального контроля за ходом деятельности с целью своевременного корректирующего вмешательства. Выступает ограничителем свободы, понятой как своеволие и самоволие по отношению к тому, кто от тебя зависит. Принцип справедливости: предполагает объективную оценку способностей, возможностей ребенка, а также результата его деятельности; соответствующее воздаяние за это в виде благ, которые тот может получить; равную доступность для всех учеников основных прав и свобод.

Педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что:

1) оценка действия и ответная реакция на нее находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости;

2) определение меры объективности зависит от педагога в большей степени;

3) общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой;

4) педагогически необходимое с точки зрения педагога может не осознаваться учащимися.

Спра­ведливость должна проявляться и по отношению к коллегам – каждое действие коллеги должно получать оцен­ку без преувеличения или преуменьшения его заслуг или не­достатков, с учетом как объективных, так и субъективных фак­торов.

Принцип уважения прав и достоинства: проявляется в признании несомненной ценности учащегося, его праве на реализацию своих способностей, праве на достойные условия существования; предполагает демонстрацию доброжелательного отношения, защиту достоинства от посягательств других людей, уважение права на принятие самостоятельного решения.

Принцип компетентности: ориентирует на профессионализм, который сопровождается рефлексией «не навреди». Честь педагога не дается ему вместе с профессией и служебным удостоверением. Она формируются в процессе его постоянной работы над своими профессиональными и моральными достоинствами. Пред­полагает заботу руководства о кадрах, повышении квалификации, переобуче­нии, дополнительном образовании, специальной стажировки, что выступает необходимым условием завоевания авторитета. Авторитетэто неформальное (без принуждения) влияние педагога, основанное на знаниях, умениях, опыте и нравственных достоинствах.

Авторитет может быть: а) формальным – как авторитет профессии и должности; б) неформальным – как показатель моральной значимости и степени влияния педагога на ребенка и его окружение. Завоевание авторитета – процесс длительный и трудный, имеющий, однако одну особенность: чем меньше педагог думает об авторитете и чем больше о собственно профессиональной деятельности, тем выше его авторитет. Если борьба за завоевание авторитета становится самоцелью, это может привести к прямо противоположному результату – утратите остатков авторитета в глазах окружающих.

Принцип порядочности: ориентирует на уважительность, тактичность, чувство меры, честность, искренность, точность во взаимоотношениях со всеми субъектами педагогического взаимодействия. Педагог может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными детьми. Какие бы чув­ства учащийся ни вызывал у педагога, отношение к нему всегда должно быть ровным, доброжелательным и внима­тельным, а его проблемы должны оцениваться адекватно.

Данные принципы могут быть квалифицированы как стратегические, поскольку определяют направленность деятельности педагога по всему спектру совершаемых им действий. Однако если конкретизировать их применительно к учебной деятельности, то они могут быть сформулированы несколько иначе – как тактические принципы поведения. Так, Д.А. Белухин в книге «Педагогическая этика: желаемое и действительное» (2007 г.) обосновывает следующие принципы как ориентиры поведения учителя во время учебных занятий:

1. принцип равенства в общении

2. принцип партнерства в совместной деятельности; 3. принцип приоритета феноменологического (гуманистического) характера педагогической деятельности над технологическим;

4. принцип разнообразия целей и задач педагогического взаимодействия;

5. принцип творчества (креативности);

6. принцип актуализации;

7. принцип идентификации;

8. принцип психотерапевтического характера педагогического взаимодействия;

9. принцип положительного эмоционального фона педагогического взаимодействия;

10. принцип личностной органичности в отборе методик организации педагогического взаимодействия.

Естественно, что принципы педагогической этики не могут носить абсолютного характера, являясь лишь универсальными ориентирами, поскольку каждая педагогическая ситуация по-своему уникальна. Их универсальность связывается с равнообращенностью ко всем субъектам педагогического взаимодействия.