logo search
OSNOV_PROFESSIONAL_NOJ_ETIKI-KURS_LEKTsIJ

Виды профессиональной этики

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Виды профессиональной этики можно структурировать по 2 срезам: горизонтальному (моральные требования формируются в зависимости от профессии) и вертикальному (в зависимости от тех функции, которые выполняет работник в рамках своей профессии – руководитель, администратор, служащий).

Основными видами профессиональной этики на горизонтальном уровне являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

На вертикальном уровне можно выделить:

  1. этику руководителя – разновидность профессиональной этики, связанная с деятельностью высшего эшелона руководства; в ее рамках остро ставится проблема лидерства.

  2. Управленческая (административная) этика – совокупность морально-нравственных принципов, которые необходимо соблюдать управленческому аппарату; ее тесно связывают с деятельностью администраторов, старших менеджеров и гос.служащих. В рамках управленческой этики рассматриваются аспекты этики делового общения и нормы служебного этикета. Этические нормы должны разумно сочетать общественные, государственные и корпоративные интересы.

  3. этика служащего – этика служебной карьеры. Главная моральная проблема – выбор стратегии и тактики карьерного роста. Карьерный рост должен осуществляться только за счет профессионализма и личных деловых качеств работника.