Деловое совещание
- элемент управленческой деятельности руководителя; наиболее распространенная форма управления, позволяющая:
использовать коллективный разум, знания и опыт специалистов для решения сложных проблем;
организовать обмен информацией между отдельными работниками и структурными подразделениями;
оперативно доводить конкретные задачи до непосредственных исполнителей.
Деловые совещания различаются:
по масштабам привлечения участников: федеральные, республиканские, отраслевые, региональные, городские, районные, внутренние;
по месту проведения: местные, выездные;
по периодичности проведения: регулярные, постоянно действующие;
по количеству участников: в узком составе (до 5 человек), в расширенном составе (25-30 человек);
по стабильности состава участников.
Деловые совещания очень разнообразны. Обычно выделяют следующие их виды:
диктаторские (право голоса у руководителя, остальные молча слушают, получая часто нагоняй от шефа);
автократические (ведутся в диалоговом режиме, когда руководитель задает вопросы каждому участнику и получает ответы на них);
сегрегативные (когда планируются доклад руководителя и выступления назначенных им подчиненных);
дискуссионные (для них характерен свободный обмен мнениями, вырабатывается решение, которое принимается голосованием участников с последующим утверждением руководителем);
свободные (это совещания без четкой повестки дня и без председателя. Чаще всего они являются составной частью собрания, когда обсуждение какой-либо проблемы зашло в тупик. В этом случае председатель собрания объявляет большой перерыв, в ходе которого стихийно возникают кулуарные совещания).
В условиях административно-командной системы в нашей стране обычно использовались первые три вида деловых совещаний, основной смысл которых сводился к тому, что на них руководители лишь знакомили приглашенных со своими решениями или указаниями партийных и вышестоящих организаций, в то время как суть делового совещания заключается в том, чтобы обеспечить свободную дискуссию и выработать общее решение на основе широкого учета мнений, в том числе и не соответствующих точке зрения администрации.
Подготовка к проведению делового совещания.
В наиболее общем виде подготовка к проведению совещания включает следующие действия: принятие решения о его проведении, определение тематики, формирование повестки дня, определение задач собрания и его общей продолжительности, даты и времени начала, состава участников, примерного регламента работы, подготовка руководителя, подготовка доклада и проекта решения, предварительная подготовка участников и помещения, а при необходимости — размещения, питания, проезда участников к месту заседания.
После того как принято решение о проведении совещания, намечается состав участников. Приглашается достаточное число, но только тех, которые действительно необходимы, при отсутствии которых совещание было бы неэффективным. Однако степень деловой заинтересованности — не единственный критерий при отборе участников совещания. Иногда необходимо учитывать и достаточность их служебных прав.
Определяя время начала совещания, следует принять во внимание ритм работы. Чтобы не заставлять людей в течение дня без конца переключаться с одного вида работы на другой, заседания целесообразно проводить в начале или в конце рабочего дня либо после обеденного перерыва. С учетом общих затрат времени — т. е. времени, необходимого не только непосредственно для проведения заседания, но и на сборы, переходы, возвращение и включение в работу — начало и конец совещания нужно планировать так, чтобы не оставалось «пустых» отрезков времени: если оно окончится за 15 минут до обеденного перерыва, это наверняка будут потерянные минуты.
Требуется заблаговременно оповестить участников совещании его проведении и познакомить с повесткой дня, со всеми нужными материалами, чтобы их выступления были продуманы заранее.
Ведение делового совещания.
Ведущему совещание следует владеть техникой вступительного слова, которое занимает обычно 3-4 минуты. За это время ведущий должен сообщить:
цель совещания;
повестку дня;
возможные решения и условия их принятия;
порядок ведения и оформления протокола.
Затем следует решить, в какой последовательности будут обсуждаться вопросы повестки дня. Обычно считают, что они должны быть рассмотрены по степени своей важности и сложности. Этот подход считается наиболее целесообразным.
Однако психологи утверждают, что первым следует обсуждать вопрос интересный и недискуссионный. На него, как правило, уходит немного времени, но при этом у участников совещания возникает благоприятный психологический настрой: успешно покончив с одним вопросом, они готовы так же быстро и эффективно решить остальные.
Ведущий совещание обычно выбирает один из двух основных стилей его ведения: дипломатический или авторитарный.
Дипломатический стиль предполагает учет мнения всех участников совещания. При этом неизбежны компромиссы. Присутствующие на совещании убеждаются, что есть и их вклад в принятие решения, что их сотрудничество вам как руководителю небезразлично. При авторитарном стиле руководства некоторые участники стремятся «протащить» свои проекты, действуют напористо. Партнерам на совещании редко выпадает возможность высказаться. При таком ведении совещания руководитель уверенно держит бразды правления в своих руках, подает множество предложений, сообщает новую информацию, формирует свое мнение категорично, не допуская возражений, не добивается общего согласия, не ищет поддержки, необходимой для реализации решений.
Выбор способа поведения зависит от поставленных целей, а также от конкретной ситуации, в которой вы будете проводить то или иное совещание. Дипломатия в общении здесь уместна в следующих случаях:
когда достаточно времени, чтобы обсудить все доводы;
решение будет успешно внедрено только тогда, когда его признают все участники обсуждения;
участники совещания понимают проблему и знают варианты ее разрешения;
возникли большие разногласия, и необходимо убедить несогласных в правильности принимаемого решения.
Авторитарное поведение допустимо, если по каким-либо причинам нельзя обратиться к помощи партнеров. Это бывает в том случае, если необходимо как можно быстрее принять решение.
Психологи утверждают, что оба стиля поведения — дипломатический и авторитарный — могут приводить к успеху. Однако авторитарное ведение совещания следует отнести к нежелательным исключениям, особенно если его участникам придется работать и дальше. Поэтому есть смысл подробно рассмотреть лишь дипломатический стиль ведения делового совещания как предпочтительный в новых условиях, когда административно-командная система осталась в прошлом.
- Раздел 1: Профессиональная этика Профессиональная этика: понятие, предмет, функции
- Происхождение профессиональной этики
- Общие принципы профессиональной этики:
- Концепции профессиональной этики
- Концепция социальной ответственности
- Уровни профессиональной этики:
- Виды профессиональной этики
- Этика руководителя
- Стили руководства
- Этический кодекс высшего руководства
- Принципы и нормы нравственного поведения высшего руководства:
- Проблема лидерства
- Управленческая этика Понятие, структура
- Этика нейтралитета и этика структуры
- Этика нейтралитета
- Этика структуры
- Моральный кодекс управленца
- Взаимоотношения руководителей и подчиненных
- Служебная этика
- Карьера
- Модели карьер.
- Нравственные аспекты карьеры:
- Проблемы профессиональной этики Проблемы профессиональной макроэтики
- Проблемы профессиональной микроэтики
- Спорные вопросы как проблема профессиональной этики
- Виды споров
- Спор при слушателях
- Классификация конфликтов:
- Пути разрешения конфликтов и выбор позиции в конфликте
- Выбор позиции в конфликте
- Этические принципы и приемы в процессе делового общения Процесс делового общения
- Формы делового общения Деловая беседа
- Деловое совещание
- Публичное выступление Умение слушать
- Невербальные особенности делового общения
- Межнациональные особенности невербального общения
- Этика специалиста социально-культурного сервиса и туризма
- Раздел II: Протокол и деловой этикет Понятие «этикет»
- История мирового этикета, этикет как социальное явление
- Задачи этикета
- Требования современного этикета
- Этикет делового человека
- Подготовка делового мероприятия:
- Дорожный этикет
- Приветствие
- Культура одежды делового человека
- Одежда делового мужчины
- Одежда деловой женщины
- Виды приемов в деловом мире
- Речевой этикет
- Деловая переписка
- Национальные особенности этикета