logo
OSNOV_PROFESSIONAL_NOJ_ETIKI-KURS_LEKTsIJ

Концепции профессиональной этики

К профессиональной этике существует несколько научных подходов, которые соответствуют основным этическим направлениям:

  1. религиозная этика: в основе профессиональной этики лежат абсолютные нравственные ценности, закрепленные в качестве религиозных заповедей; проблема морального выбора сводится к руководству абсолютными ценностями, не допуская отступления от них ни при каких ситуациях. Но прямое использование религиозной этики в профессиональной деятельности имеет ограничение (военные, врачи), и в профессиональной деятельности задействованы не только верующие, но и атеисты, и представители различных конфессий, а, следовательно, есть пределы ее применения;

  2. теория утилитаризма; основатель – Бентам, разрабатывал метод поиска объективной оценки ценностей: наиболее эффективным критерием оценки является соответствие образа действия степени полезности или вредности этой деятельности: моральным считается такое действие, суммарный полезный эффект которого превышает суммарный полезный эффект другого действия. В профессиональной этике это наиболее распространенная теория, тк часто используется человеком для интуитивной оценки морального поведения. Соображения морали требуют учета интересов всех окружающих, теория утилитаризма требует максимально полезного эффекта в отношении максимального количества людей. Однако, существует сложность количественного определения полезности нравственного поведения; часто категории утилитарной этики несовместимы с категориями морали (добро, милосердие, справедливость и тп);

  3. деонтическая этика стремится на этике Канта и его категорическом императиве (поведение каждого должно стать основой всеобщей морали; относиться к людям нужно как цели, а не как к средству). Данный подход невозможно перенести на практику.

  4. этика справедливости в ее основе лежит концепция современного либерализма с установками на человеческое равенство, свободу индивидуальности и справедливость. Главная этическая установка: в наибольшей выгоде должны оказаться те, кто первоначально находился в наихудшем положении, включая последующие поколения.

Моральный долг понимается как подчинение закону, равному для всех, отсутствие дискриминации (расовой, половой, возрастной).

В рамках данной концепции выделяется несколько направлений:

Но практика богаче этики справедливости.