Концепции профессиональной этики
К профессиональной этике существует несколько научных подходов, которые соответствуют основным этическим направлениям:
религиозная этика: в основе профессиональной этики лежат абсолютные нравственные ценности, закрепленные в качестве религиозных заповедей; проблема морального выбора сводится к руководству абсолютными ценностями, не допуская отступления от них ни при каких ситуациях. Но прямое использование религиозной этики в профессиональной деятельности имеет ограничение (военные, врачи), и в профессиональной деятельности задействованы не только верующие, но и атеисты, и представители различных конфессий, а, следовательно, есть пределы ее применения;
теория утилитаризма; основатель – Бентам, разрабатывал метод поиска объективной оценки ценностей: наиболее эффективным критерием оценки является соответствие образа действия степени полезности или вредности этой деятельности: моральным считается такое действие, суммарный полезный эффект которого превышает суммарный полезный эффект другого действия. В профессиональной этике это наиболее распространенная теория, тк часто используется человеком для интуитивной оценки морального поведения. Соображения морали требуют учета интересов всех окружающих, теория утилитаризма требует максимально полезного эффекта в отношении максимального количества людей. Однако, существует сложность количественного определения полезности нравственного поведения; часто категории утилитарной этики несовместимы с категориями морали (добро, милосердие, справедливость и тп);
деонтическая этика стремится на этике Канта и его категорическом императиве (поведение каждого должно стать основой всеобщей морали; относиться к людям нужно как цели, а не как к средству). Данный подход невозможно перенести на практику.
этика справедливости в ее основе лежит концепция современного либерализма с установками на человеческое равенство, свободу индивидуальности и справедливость. Главная этическая установка: в наибольшей выгоде должны оказаться те, кто первоначально находился в наихудшем положении, включая последующие поколения.
Моральный долг понимается как подчинение закону, равному для всех, отсутствие дискриминации (расовой, половой, возрастной).
В рамках данной концепции выделяется несколько направлений:
эглитаризм (от фр. «равенство») – акцент на равное распределение благ в обществе;
капиталистическая справедливость – распределение благ в зависимости от индивидуального вклада в общее дело;
коммунистическая справедливость – от каждого по способностям, каждому по потребностям;
концепция Ролза (книга «Теория справедливости», 20 век):
каждый имеет право на широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами других;
по экономическим показателям неравенство должно быть таким, чтобы обеспечить необходимость минимума для достойной жизни наименее привилегированных лиц.
Но практика богаче этики справедливости.
- Раздел 1: Профессиональная этика Профессиональная этика: понятие, предмет, функции
- Происхождение профессиональной этики
- Общие принципы профессиональной этики:
- Концепции профессиональной этики
- Концепция социальной ответственности
- Уровни профессиональной этики:
- Виды профессиональной этики
- Этика руководителя
- Стили руководства
- Этический кодекс высшего руководства
- Принципы и нормы нравственного поведения высшего руководства:
- Проблема лидерства
- Управленческая этика Понятие, структура
- Этика нейтралитета и этика структуры
- Этика нейтралитета
- Этика структуры
- Моральный кодекс управленца
- Взаимоотношения руководителей и подчиненных
- Служебная этика
- Карьера
- Модели карьер.
- Нравственные аспекты карьеры:
- Проблемы профессиональной этики Проблемы профессиональной макроэтики
- Проблемы профессиональной микроэтики
- Спорные вопросы как проблема профессиональной этики
- Виды споров
- Спор при слушателях
- Классификация конфликтов:
- Пути разрешения конфликтов и выбор позиции в конфликте
- Выбор позиции в конфликте
- Этические принципы и приемы в процессе делового общения Процесс делового общения
- Формы делового общения Деловая беседа
- Деловое совещание
- Публичное выступление Умение слушать
- Невербальные особенности делового общения
- Межнациональные особенности невербального общения
- Этика специалиста социально-культурного сервиса и туризма
- Раздел II: Протокол и деловой этикет Понятие «этикет»
- История мирового этикета, этикет как социальное явление
- Задачи этикета
- Требования современного этикета
- Этикет делового человека
- Подготовка делового мероприятия:
- Дорожный этикет
- Приветствие
- Культура одежды делового человека
- Одежда делового мужчины
- Одежда деловой женщины
- Виды приемов в деловом мире
- Речевой этикет
- Деловая переписка
- Национальные особенности этикета