Приветствие
Хотя общепринятым этикетом предусмотрено, что первым здоровается мужчина с женщиной, младший старшим, нижестоящий по должности с вышестоящим, руководителю не стоит дожидаться, пока с ним поздоровается подчинённый, тем более партнёр. Приветствуйте своего собеседника первым. Руку при приветствии первым подаёт руководитель сотруднику. Когда руководитель входит в помещение, он первым приветствует сотрудников. Они не поднимаются с места, так как это не школа. Руководитель, особенно если он сравнительно молод, может первым поприветствовать сотрудников старше себя по возрасту, а также женщин.
В каких случаях перед тем, как войти в комнату, надо постучаться?
Воспитанные и деловые люди никогда не открывают дверь служебной комнаты без предварительного стука, даже если его просят зайти. Постучать надо обязательно. Но зайти можно, не дожидаясь ответа на свой стук. В деловом мире принято, что секретарь не стучит в дверь, входя в кабинет своего начальника (хотя и в этом случае могут быть исключения). Это правило распространяется и на те кабинеты, вход в которые открыт для секретаря по служебному праву.
Протокол предусматривает следующее расположение сторон ЗА СТОЛОМ: гости – лицом к окну, хозяева спиной к свету и, по возможности, лицом к двери. Хозяин садится в центре, по его правую руку – заместитель / лицо, наиболее компетентное по вопросам переговоров, по левую руку – переводчик (при международных переговорах) или делопроизводитель.
Нельзя начинать переговоры с существа вопроса – необходимо задать 5-6 светских вопросов.
После этого начинается ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕЛЕГАЦИИ. В практике делового протокола принят ОБМЕН ВИЗИТНЫМИ КАРТОЧКАМИ (желательно, положить ее на стол). Первым протягивает визитку глава принимающей стороны правой рукой (если переговоры ведутся с азиатской стороной – двумя руками). Если с каждой стороны не более 2-3 человек, визитками обмениваются все, если больше – только главы. Для других участников мероприятия заранее составляется «протокольный список присутствующих». В нем указывается ФИО, место работы и должность (полное наименование организации указывается напротив каждого имени, даже если все лица из одной организации).
Представление присутствующих осуществляется по протокольному списку либо главой принимающей стороны, либо референтом, либо переводчиком.
После представления начинается САМО СОВЕЩАНИЕ. Диалог начинает приглашенная сторона. Ведут диалог только руководители, остальные включаются в процесс обсуждения только по приглашению своего руководителя.
Деловое совещание может длиться без перерыва не более2-3 часов, покидать его нельзя.
Через 2-3 часа – ПЕРЕРЫВ: предлагается чай, кофе, секретарь или официант входит с равным количеством чашек кофе и чая и, подходя к гостям с правой стороны, интересуется, кто что желает. Чашка подается к правой руке, а ложечка параллельно краю стола. К чаю подается кусковой сахар, м.б. печенье или коробка конфет. Допускается подача пирожных (+ тарелочка) и фруктов (тарелка + нож).
После завершения мероприятия делегации обмениваются рукопожатиями. Уместно далее провести прием «бокал шампанского», во время которого можно обменяться сувенирами (значки, флажки, блокноты). Возможно предложить гостям неофициальный прием после проведения мероприятия.
Имидж делового человека. Каждый из нас создаёт из себя определённый образ, как сейчас говорят - имидж. Он может быть различным: доброго и приятного в общении человека, недотёпы, грубияна, скандалиста... Сколько людей - столько и образов.
Все, о чем здесь было сказано, адресовано как руководителю предприятия, офиса, компании, так и всем её служащим.
- Раздел 1: Профессиональная этика Профессиональная этика: понятие, предмет, функции
- Происхождение профессиональной этики
- Общие принципы профессиональной этики:
- Концепции профессиональной этики
- Концепция социальной ответственности
- Уровни профессиональной этики:
- Виды профессиональной этики
- Этика руководителя
- Стили руководства
- Этический кодекс высшего руководства
- Принципы и нормы нравственного поведения высшего руководства:
- Проблема лидерства
- Управленческая этика Понятие, структура
- Этика нейтралитета и этика структуры
- Этика нейтралитета
- Этика структуры
- Моральный кодекс управленца
- Взаимоотношения руководителей и подчиненных
- Служебная этика
- Карьера
- Модели карьер.
- Нравственные аспекты карьеры:
- Проблемы профессиональной этики Проблемы профессиональной макроэтики
- Проблемы профессиональной микроэтики
- Спорные вопросы как проблема профессиональной этики
- Виды споров
- Спор при слушателях
- Классификация конфликтов:
- Пути разрешения конфликтов и выбор позиции в конфликте
- Выбор позиции в конфликте
- Этические принципы и приемы в процессе делового общения Процесс делового общения
- Формы делового общения Деловая беседа
- Деловое совещание
- Публичное выступление Умение слушать
- Невербальные особенности делового общения
- Межнациональные особенности невербального общения
- Этика специалиста социально-культурного сервиса и туризма
- Раздел II: Протокол и деловой этикет Понятие «этикет»
- История мирового этикета, этикет как социальное явление
- Задачи этикета
- Требования современного этикета
- Этикет делового человека
- Подготовка делового мероприятия:
- Дорожный этикет
- Приветствие
- Культура одежды делового человека
- Одежда делового мужчины
- Одежда деловой женщины
- Виды приемов в деловом мире
- Речевой этикет
- Деловая переписка
- Национальные особенности этикета