6.Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в настоящее время
Предполагая дальнейшее моделирование некой идеальной системы педагогической этики, следует убедиться в необходимости осуществления данной исследовательской работы. Другими словами, следует принять во внимание современный социокультурный контекст, который либо «провоцирует» заинтересованный разговор на тему профессиональной педэтики, либо делает его избыточным.
Основными факторами, на наш взгляд, которые актуализируют в настоящее время обращение к данной проблематике, являются следующие.
Во-первых, снижение уровня духовности в условиях «разрушения» традиционных ценностей, индивидуализация и релятивизация морального сознания общества не могут не сказаться на облике учителя как члена социума. Кстати, проявления коррупции, поборов, жестокого обращения, сексуальных домогательств в сфере образования явились теми факторами, которые обострили внимание общественности к этической проблематике в сфере образовательной деятельности.
Во-вторых, будучи зависимой от внешних социальных институтов – органов власти, педагогические работники не могут и не хотят разделять с ними систему утилитарных «рыночных» ценностей. Это требует от специалистов особой моральной силы и выносливости в отстаивании гуманистической позиции – «сеять разумное, доброе, вечное» (Н.А. Добролюбов).
В-третьих, технологизация процесса обучения, сводящаяся к компьютеризации и созданию электронных библиотек, привела к девальвации значения роли личности учителя в организации и проведении этой деятельности. Однако очевидно, что учитель не может быть «живым компьютером», в которого вмонтировали высоко скоростной процессор с увеличенным объемом памяти для быстродействия и эффективности результатов обучения. Учитель должен остаться «живым человеком», ибо только «воспитание присутствием» всегда обеспечивало успех социализации подрастающего поколения.
В-четвертых, падение престижа педагогической работы в условиях «массовизации» образования (особенно высшего, университетского), низкая заработная плата порождают то, что может быть названо «люмпен-интеллигенцией» с присущим ей комплексом неполноценности, а также приводит к тому, что в педагогику нередко приходят люди случайные, у которых отсутствует внутренняя моральная мотивация к труду и желание после получения диплома идти на работу в учебные заведения.
Выше указанные факторы актуализируют разработку и последующую трансляцию ценностей педагогической этики, которая призвана внести свой вклад в повышение статуса педагогической работы как профессиональной деятельности.
- 1. Соотношение понятий «этика», «прикладная этика» и «профессиональная этика»
- 2. Понятие профессиональной этики, её разновидности
- 1) Как собственно система моральных норм и принципов профессиональной деятельности, или кодекс;
- 3) Как рефлексия по поводу сопровождения моральной практики в сфере профессий, включая сюда деятельность этических комитетов и иных общественных институтов.
- 4. Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи
- 5. Основные функции педагогической этики
- 6.Причины актуализации этической регламентации педагогической деятельности в настоящее время
- 7.Методологические основы педагогической этики. Авторитарная и гуманистическая модели педагогической этики
- 1) Авторитарная этика
- 2) Гуманистическая этика
- 8. Обусловленность педагогической этики миссией педагогического труда
- 9. Профессиональные этические риски в деятельности педагогов
- 11. Моральные ценности и их отражение в категориях педагогической этики
- 12. Принципы педагогической этики как формы выражения моральных ценностей и ориентиры педагогической деятельности
- 14. Понятие педагогической деонтологии, ее место и роль в педагогической этике
- 15. Нормы как императивы поведения педагога
- 16. Основные группы стандартов этического поведения.
- 2 Группа – нормы по отношению педагога к своим ученикам:
- 3 Группа – нормы по отношению к родителям и опекунам:
- 4 Группа – нормы по отношению к коллегам («по горизонтали»):
- 5 Группа – нормы по отношению к администрации («по вертикали»):
- 6 Группа – нормы по отношению к своей профессии:
- 7 Группа – нормы по отношению педагога к обществу:
- 17)Механизм реализации моральных ценностей (основные деонтологические категории и принципы)
- 20. Дилеммы в деятельности педагога