logo search
МАТЕРИАЛ ПО ДЕЛОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ В ПРОФЕССИОНА

Критерии классификации вопросов

Вопрос — это логи­ческая форма, включающая исходную информацию с одновре­менным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.

Вопросы можно классифицировать по разным основани­ям. Рассмотрим те виды вопросов, которые наиболее часто встречаются в деловом общении.

1. По степени выраженности различают явные и неяв­ные вопросы. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованиями устано­вить неизвестное. Скрытый (неявный) вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование установить не­известное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса.

2. По своей структуре вопросы бывают простые и слож­ные. Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные воп­росы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью ло­гических союзов «и», «или», «если, то» и др.

3. По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. Уточняющие вопросы (так называ­емые «ли»-вопросы) направлены на выявление истинности вы­раженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «надо ли», «действительно ли» и т.д.

Восполняющие вопросы направлены на получение новой информации.

4. По количеству возможных на них ответов вопросы бы­вают открытые и закрытые. Открытый вопрос — это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов.

Закрытым называется вопрос, на который имеется конеч­ное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов.

5. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие. Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает че­ловека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой границы между узловыми и наводящи­ми вопросами не существует.

6. По правильности постановки вопросы делятся на кор­ректные и некорректные. Корректный (от лат. Correctus — веж­ливый, тактичный, учтивый) вопрос — это вопрос, предпосыл­ка которого является истинным и непротиворечивым знани­ем. Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждения (суждений), смысл которого (ко­торых) не определен. Различают два вида логически некоррек­тных вопросов: тривиально некорректные и нетривиально не­корректные (от лат. trivials — избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности). Вопрос является тривиально не­корректным или бессмысленным, если он. выражается пред­ложениями, содержащими неясные (неопределенные) слова или словосочетания. Примером может служить следующий вопрос: «Приводят ли критическое метафизирование абстрак­циями и дискредитация тенденции церебрального субъекти­визма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?»

В процессе общения могут возникать ситуации, когда за­даются вопросы, вообще-то являющиеся корректными, но вос­принимаемые в качестве тривиально некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выражения, неизвестные партнерам по общению или неправильно ими понимаемые. В таких случаях нужно пояснить неизвестные (неправильно по­нимаемые) выражения или заменить их известными.

Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой является ложное утверждение. На такой воп­рос нельзя дать истинного ответа.

Не стоит забывать, что действительные интересы собесед­ника можно определить с помощью умело сформулированных вопросов и последующего еще более умелого выслушивания ответов.

С помощью целенаправленных вопросов, как известно, можно:

— выявить интересы собеседника;

— направить его внимание на важные детали разговора;

— узнать возражения партнера по общению;

— вернуть утраченную инициативу в разговоре;

— сообщить свою мысль оппоненту и умело разрушить его ложную уверенность в чем-либо.

Наконец, с помощью умелых вопросов можно построить с собеседником отношения подлинного партнерства.

Тот, кто спраши­вает, тот и управляет разговором.