Критерии классификации вопросов
Вопрос — это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.
Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим те виды вопросов, которые наиболее часто встречаются в деловом общении.
1. По степени выраженности различают явные и неявные вопросы. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованиями установить неизвестное. Скрытый (неявный) вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование установить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса.
2. По своей структуре вопросы бывают простые и сложные. Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и др.
3. По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. Уточняющие вопросы (так называемые «ли»-вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «надо ли», «действительно ли» и т.д.
Восполняющие вопросы направлены на получение новой информации.
4. По количеству возможных на них ответов вопросы бывают открытые и закрытые. Открытый вопрос — это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов.
Закрытым называется вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов.
5. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие. Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами не существует.
6. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные. Корректный (от лат. Correctus — вежливый, тактичный, учтивый) вопрос — это вопрос, предпосылка которого является истинным и непротиворечивым знанием. Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждения (суждений), смысл которого (которых) не определен. Различают два вида логически некорректных вопросов: тривиально некорректные и нетривиально некорректные (от лат. trivials — избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности). Вопрос является тривиально некорректным или бессмысленным, если он. выражается предложениями, содержащими неясные (неопределенные) слова или словосочетания. Примером может служить следующий вопрос: «Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?»
В процессе общения могут возникать ситуации, когда задаются вопросы, вообще-то являющиеся корректными, но воспринимаемые в качестве тривиально некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выражения, неизвестные партнерам по общению или неправильно ими понимаемые. В таких случаях нужно пояснить неизвестные (неправильно понимаемые) выражения или заменить их известными.
Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа.
Не стоит забывать, что действительные интересы собеседника можно определить с помощью умело сформулированных вопросов и последующего еще более умелого выслушивания ответов.
С помощью целенаправленных вопросов, как известно, можно:
— выявить интересы собеседника;
— направить его внимание на важные детали разговора;
— узнать возражения партнера по общению;
— вернуть утраченную инициативу в разговоре;
— сообщить свою мысль оппоненту и умело разрушить его ложную уверенность в чем-либо.
Наконец, с помощью умелых вопросов можно построить с собеседником отношения подлинного партнерства.
Тот, кто спрашивает, тот и управляет разговором.
- Модель нравственного облика современного делового человека
- Современный деловой человек
- План личностного развития делового человека
- Деловой имидж Для создания привлекательного делового имиджа нужно:
- Для деловых мужчин Табу для джентльмена
- Рекомендуемые цветовые сочетания элементов мужской одежды
- Мужчинам - на заметку Не следует:
- Когда мужчина должен вставать
- Для деловых дам Об эталоне женской красоты в прошлом
- Если вы деловая женщина, придерживайтесь следующих правил: Никогда
- Украшения деловой женщины
- Имидж офиса Десять важнейших моментов, касающихся интерьера офиса
- Оформление офиса
- Этика делового общения Постулаты общения
- Правила эффективного общения
- Отправляясь на деловую встречу,
- Приемы достижения расположения коллег (партнеров)
- 2. Прием "зеркало отношений". В народе говорят, что лицо – это – «зеркало души". Внесем психологический корректив: лицо - это "зеркало отношений".
- Искусство профессионального слушания
- Приемы профессионального слушания.
- Приемы рефлексивного слушания.
- 2. Слушание-резюмирование.
- Приемы правильного слушательского поведения
- Рекомендации по совершенствованию качества слухового восприятия.
- Подготовка к деловой беседе Подготовка к деловой беседе немыслима без таких качеств, как...
- Подготовка к деловой беседе подразумевает:
- Психологические условия
- Условия для создания благоприятного психологического климата в процессе выслушивания собеседника
- Советы беседующим
- Правила для говорящего
- Правила для слушающего
- Активно слушать партнера можно пользуясь следующими приемами:
- Негативные приемы, мешающие ориентации в точке зрения партнера:
- Техника выравнивания напряжения
- Факторы, не способствующие выравниванию напряжения
- Психологический контакт в деловом общении
- Этапы развития партнерской беседы
- Деловые переговоры
- Схемы размещения участников встречи
- Способы размещения собеседников за столом
- Инструкция участнику переговоров
- 1. Подготовка к переговорам
- 1.1. Анализ проблемы
- 1.2. Планирование переговоров
- 1.3. Первые контакты с партнером (предпереговоры)
- 2. Ведение переговоров
- 2.1. Протокол при ведении переговоров
- 2.2. Технология ведения переговоров
- 2.2.2. Возможные подходы к переговорам
- Принципиальный подход
- Стратегия ведения переговоров
- 3. После завершения переговоров
- 3.1. Проведите анализ переговоров после их завершения:
- 3.2. Выполнение договоренностей:
- Рекомендации по тактике ведения переговоров
- Участники переговоров должны:
- В ходе беседы избегайте:
- В «пиковой» ситуации следует...
- Модель процесса переговоров
- Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения
- Памятка участнику спора
- Если вы принимаете делового партнера у себя, то...
- Способы убеждения
- Слагаемые убеждения
- Как «культурно» увольнять
- Рекомендации по увольнению.
- Особенности невербального делового общения Как трактовать невербальное поведение
- Как трактовать взгляд
- Этикет - участникам совещаний
- Сколько времени обычно требуется, чтобы спокойно подготовиться к публичному выступлению?
- Деловой телефон Как культурно беседовать по телефону и принимать посетителей
- Как вписать телефонные разговоры в распорядок рабочего дня
- Основные требования к телефонному разговору
- Основные элементы композиции разговора по телефону
- При разговоре по телефону Не следует
- Следует
- Формулировки в завершение телефонной беседы
- Коммуникативные основы делового общения
- Советы руководителям
- Правила распорядительства
- Обязанности подчиненного
- Правила принятия управленческих решений
- Этика наказания
- Этика увольнения
- Умение задавать вопросы
- Критерии классификации вопросов
- Характеристика наиболее эффективных в деловом общении вопросов
- Технология использования уточняющих вопросов
- Правила постановки вопросов
- Основные виды и правила формулировки ответов
- Если возник спор
- Мотивация вступления в спор партнера:
- Факторы, препятствующие успешному воздействию на партнера:
- Правила, способствующие успешному взаимодействию.
- Обращения
- При приеме на работу
- Четыре правила для создания положительного первого впечатления
- Семь возможностей испортить первое впечатление
- Деловое общение посредством визитной карточки