logo
МАТЕРИАЛ ПО ДЕЛОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ В ПРОФЕССИОНА

Искусство профессионального слушания

Специалистами установлено, что примерно 45% рабочего времени человек проводит в процессе слушания, а большин­ство людей, чья деятельность связана с общением, 35—40% своей зарплаты получают только за «умелое» слушание. Из этого следует, что умение слушать является одним из важнейшие ас­пектов акта коммуникации.

Профессиональное слушание — это прежде всего:

— особое поощряющее отношение, подталкивающее к об­щению;

— своеобразное воздействие на партнера, способствующее развитию его мысли;

Умение слушать—важнейший критерий коммуникабельности.

Один из самых действенных способов заставить людей ду­мать о вас хорошо — выслушать их!

В деловом общении мы пользуемся многими умениями, важнейшим из которых является умение слушать. На первый взгляд оно может показаться настолько легким и доступным, что для некоторых (к счастью, не многих) даже разговор на эту тему считается пустой тратой времени. Вместе с тем исследо­вания показывают, что даже в среде профессионально подго­товленных к деловому общению людей — руководителей, ме­неджеров, педагогов — лишь немногие умеют выслушать сво­его собеседника. Умение профессионально слушать, слышать и понимать своего собеседника по праву считается важнейшим критерием коммуникабельности человека.

Выработанное умение слушать позволяет:

— понимать, что стоит за высказыванием партнера;

— лучше воспринимать новью идеи;

Наконец, профессиональное слушание способствует совме­стной эффективной деятельности, так как, ощущая искреннее расположение к себе, человек начинает уважать своего партера и готов к сотрудничеству с ним. Человек, общающийся со слу­шателем-профессионалом, становится увереннее в себе, у него повышается самооценка, он чувствует себя более значимым.

Умение слушатьэто особый талант. Существует мне­ние, что в общении инициатива принадлежит говорящему. Од­нако это не совсем так. Большинство людей ассоциируют про­цесс «говорения» с неким верховенством, они искренне верят в то, что «говорение» — это путь к власти, тогда как «слуша­ние» ассоциируется у них со слабостью и безволием.

Чтобы опровергнуть это мнение, достаточно напомнить о том, что чаще всего выводит вас из равновесия, — это имен­но то, что вас демонстративно не слушают, поглядывая на часы или занимаясь своими делами, в то время, когда вы что-то говорите.

На самом же деле власть дается умением. Люди, умеющие слушать, способны находить в услышанном и накапливать цен­ную информацию, поэтому именно они и обладают властью.

Потребность быть услышанным свойственна каждому.

Слушание — один из самых приятных моментов внимания, ко­торое один человек может оказать другому. Когда к собесед­нику прислушиваются, у него возникает ощущение, что выска­занное понятно окружающим. Когда человека слушают заин­тересованно, не критически, он начинает ощущать, что дос­тоин внимания и уважения.

Такое слушание позитивно влияет на самооценку челове­ка и создает столь необходимое многим ощущение значимос­ти. У каждого человека есть глубинная потребность быть услы­шанным. Из этого следует, что он будет более расположен к внимательному слушателю, с большей вероятностью пойдет на контакт с тем, кто удовлетворяет его насущную потребность быть услышанным и понятым.

Путь к профессиональному слушанию лежит через овла­дение определенными знаниями. Эти знания, а затем уме­ния и навыки приобретаются еще в младенческом возрасте. Ребенок, молча лежащий в кроватке («слушающий»), не по­лучает должного внимания со стороны окружающих. Но как только он начинает плакать (эквивалент «говорения»), сразу подбегают взрослые, берут на руки, уговаривают, ласкают, уха­живают, т.е. проявляют внимание к ребенку. Такое поведение взрослых по отношению к себе ребенок закрепляет в подсоз­нании: говорить — полезнее, чем слушать, и на протяжении развития его внутреннее убеждение в этом закрепляется все больше. То, как взрослые слушают ребенка, запечатлевается им на всю жизнь и способно сформировать у него устойчи­вый стереотип восприятия. Перебивая малыша, игнорируя его чувства или отворачиваясь от него, когда тот говорит, роди­тели демонстрируют, что рассказываемое им глупо и неваж­но. Это отрицательно сказывается на самооценке ребенка, и с таким ощущением своего угнетенного «я» он переходит во взрослую жизнь.

Людям свойственно в своей жизни воспроизводить те меж­личностные отношения, которые они усвоили в детстве. Если ребенка не слушали в детстве, то весьма вероятно, что он бу­дет плохим слушателем и во взрослой жизни. Таким образом, именно ранний процесс социализации является определяю­щим фактором в формировании умения слушать.

Умение слушать — забытое искусство. Обратите внима­ние, как ведут себя в разговоре некоторые ваши знакомые. Они не умеют делать паузы, разом выдают все, что у них на уме, и, как следствие, не слышат друг друга, поскольку каждый занят лишь репетированием своей дальнейшей речи.

Каждый человек тянется к тем, кто способен его выслу­шать. Именно умение слушать позволяет многим психотера­певтам и психологам достигать поразительного успеха и попу­лярности у пациентов. Окружающие выражают свое мнение о собеседнике по тому, как он умеет слушать. И если вы пытае­тесь переговорить партнера и произвести на него впечатление своей эрудицией, то можете быть уверены, что ваши слова в лучшем случае останутся без внимания, в худшем — вызовут раздражение.