Искусство профессионального слушания
Специалистами установлено, что примерно 45% рабочего времени человек проводит в процессе слушания, а большинство людей, чья деятельность связана с общением, 35—40% своей зарплаты получают только за «умелое» слушание. Из этого следует, что умение слушать является одним из важнейшие аспектов акта коммуникации.
Профессиональное слушание — это прежде всего:
— особое поощряющее отношение, подталкивающее к общению;
— своеобразное воздействие на партнера, способствующее развитию его мысли;
первый шаг в развитии коммуникабельности.
Умение слушать—важнейший критерий коммуникабельности.
Один из самых действенных способов заставить людей думать о вас хорошо — выслушать их!
В деловом общении мы пользуемся многими умениями, важнейшим из которых является умение слушать. На первый взгляд оно может показаться настолько легким и доступным, что для некоторых (к счастью, не многих) даже разговор на эту тему считается пустой тратой времени. Вместе с тем исследования показывают, что даже в среде профессионально подготовленных к деловому общению людей — руководителей, менеджеров, педагогов — лишь немногие умеют выслушать своего собеседника. Умение профессионально слушать, слышать и понимать своего собеседника по праву считается важнейшим критерием коммуникабельности человека.
Выработанное умение слушать позволяет:
— понимать, что стоит за высказыванием партнера;
— лучше воспринимать новью идеи;
преодолевать проблемы межличностного общения;
повышать степень доверия собеседника к вам.
Наконец, профессиональное слушание способствует совместной эффективной деятельности, так как, ощущая искреннее расположение к себе, человек начинает уважать своего партера и готов к сотрудничеству с ним. Человек, общающийся со слушателем-профессионалом, становится увереннее в себе, у него повышается самооценка, он чувствует себя более значимым.
Умение слушать — это особый талант. Существует мнение, что в общении инициатива принадлежит говорящему. Однако это не совсем так. Большинство людей ассоциируют процесс «говорения» с неким верховенством, они искренне верят в то, что «говорение» — это путь к власти, тогда как «слушание» ассоциируется у них со слабостью и безволием.
Чтобы опровергнуть это мнение, достаточно напомнить о том, что чаще всего выводит вас из равновесия, — это именно то, что вас демонстративно не слушают, поглядывая на часы или занимаясь своими делами, в то время, когда вы что-то говорите.
На самом же деле власть дается умением. Люди, умеющие слушать, способны находить в услышанном и накапливать ценную информацию, поэтому именно они и обладают властью.
Потребность быть услышанным свойственна каждому.
Слушание — один из самых приятных моментов внимания, которое один человек может оказать другому. Когда к собеседнику прислушиваются, у него возникает ощущение, что высказанное понятно окружающим. Когда человека слушают заинтересованно, не критически, он начинает ощущать, что достоин внимания и уважения.
Такое слушание позитивно влияет на самооценку человека и создает столь необходимое многим ощущение значимости. У каждого человека есть глубинная потребность быть услышанным. Из этого следует, что он будет более расположен к внимательному слушателю, с большей вероятностью пойдет на контакт с тем, кто удовлетворяет его насущную потребность быть услышанным и понятым.
Путь к профессиональному слушанию лежит через овладение определенными знаниями. Эти знания, а затем умения и навыки приобретаются еще в младенческом возрасте. Ребенок, молча лежащий в кроватке («слушающий»), не получает должного внимания со стороны окружающих. Но как только он начинает плакать (эквивалент «говорения»), сразу подбегают взрослые, берут на руки, уговаривают, ласкают, ухаживают, т.е. проявляют внимание к ребенку. Такое поведение взрослых по отношению к себе ребенок закрепляет в подсознании: говорить — полезнее, чем слушать, и на протяжении развития его внутреннее убеждение в этом закрепляется все больше. То, как взрослые слушают ребенка, запечатлевается им на всю жизнь и способно сформировать у него устойчивый стереотип восприятия. Перебивая малыша, игнорируя его чувства или отворачиваясь от него, когда тот говорит, родители демонстрируют, что рассказываемое им глупо и неважно. Это отрицательно сказывается на самооценке ребенка, и с таким ощущением своего угнетенного «я» он переходит во взрослую жизнь.
Людям свойственно в своей жизни воспроизводить те межличностные отношения, которые они усвоили в детстве. Если ребенка не слушали в детстве, то весьма вероятно, что он будет плохим слушателем и во взрослой жизни. Таким образом, именно ранний процесс социализации является определяющим фактором в формировании умения слушать.
Умение слушать — забытое искусство. Обратите внимание, как ведут себя в разговоре некоторые ваши знакомые. Они не умеют делать паузы, разом выдают все, что у них на уме, и, как следствие, не слышат друг друга, поскольку каждый занят лишь репетированием своей дальнейшей речи.
Каждый человек тянется к тем, кто способен его выслушать. Именно умение слушать позволяет многим психотерапевтам и психологам достигать поразительного успеха и популярности у пациентов. Окружающие выражают свое мнение о собеседнике по тому, как он умеет слушать. И если вы пытаетесь переговорить партнера и произвести на него впечатление своей эрудицией, то можете быть уверены, что ваши слова в лучшем случае останутся без внимания, в худшем — вызовут раздражение.
- Модель нравственного облика современного делового человека
- Современный деловой человек
- План личностного развития делового человека
- Деловой имидж Для создания привлекательного делового имиджа нужно:
- Для деловых мужчин Табу для джентльмена
- Рекомендуемые цветовые сочетания элементов мужской одежды
- Мужчинам - на заметку Не следует:
- Когда мужчина должен вставать
- Для деловых дам Об эталоне женской красоты в прошлом
- Если вы деловая женщина, придерживайтесь следующих правил: Никогда
- Украшения деловой женщины
- Имидж офиса Десять важнейших моментов, касающихся интерьера офиса
- Оформление офиса
- Этика делового общения Постулаты общения
- Правила эффективного общения
- Отправляясь на деловую встречу,
- Приемы достижения расположения коллег (партнеров)
- 2. Прием "зеркало отношений". В народе говорят, что лицо – это – «зеркало души". Внесем психологический корректив: лицо - это "зеркало отношений".
- Искусство профессионального слушания
- Приемы профессионального слушания.
- Приемы рефлексивного слушания.
- 2. Слушание-резюмирование.
- Приемы правильного слушательского поведения
- Рекомендации по совершенствованию качества слухового восприятия.
- Подготовка к деловой беседе Подготовка к деловой беседе немыслима без таких качеств, как...
- Подготовка к деловой беседе подразумевает:
- Психологические условия
- Условия для создания благоприятного психологического климата в процессе выслушивания собеседника
- Советы беседующим
- Правила для говорящего
- Правила для слушающего
- Активно слушать партнера можно пользуясь следующими приемами:
- Негативные приемы, мешающие ориентации в точке зрения партнера:
- Техника выравнивания напряжения
- Факторы, не способствующие выравниванию напряжения
- Психологический контакт в деловом общении
- Этапы развития партнерской беседы
- Деловые переговоры
- Схемы размещения участников встречи
- Способы размещения собеседников за столом
- Инструкция участнику переговоров
- 1. Подготовка к переговорам
- 1.1. Анализ проблемы
- 1.2. Планирование переговоров
- 1.3. Первые контакты с партнером (предпереговоры)
- 2. Ведение переговоров
- 2.1. Протокол при ведении переговоров
- 2.2. Технология ведения переговоров
- 2.2.2. Возможные подходы к переговорам
- Принципиальный подход
- Стратегия ведения переговоров
- 3. После завершения переговоров
- 3.1. Проведите анализ переговоров после их завершения:
- 3.2. Выполнение договоренностей:
- Рекомендации по тактике ведения переговоров
- Участники переговоров должны:
- В ходе беседы избегайте:
- В «пиковой» ситуации следует...
- Модель процесса переговоров
- Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения
- Памятка участнику спора
- Если вы принимаете делового партнера у себя, то...
- Способы убеждения
- Слагаемые убеждения
- Как «культурно» увольнять
- Рекомендации по увольнению.
- Особенности невербального делового общения Как трактовать невербальное поведение
- Как трактовать взгляд
- Этикет - участникам совещаний
- Сколько времени обычно требуется, чтобы спокойно подготовиться к публичному выступлению?
- Деловой телефон Как культурно беседовать по телефону и принимать посетителей
- Как вписать телефонные разговоры в распорядок рабочего дня
- Основные требования к телефонному разговору
- Основные элементы композиции разговора по телефону
- При разговоре по телефону Не следует
- Следует
- Формулировки в завершение телефонной беседы
- Коммуникативные основы делового общения
- Советы руководителям
- Правила распорядительства
- Обязанности подчиненного
- Правила принятия управленческих решений
- Этика наказания
- Этика увольнения
- Умение задавать вопросы
- Критерии классификации вопросов
- Характеристика наиболее эффективных в деловом общении вопросов
- Технология использования уточняющих вопросов
- Правила постановки вопросов
- Основные виды и правила формулировки ответов
- Если возник спор
- Мотивация вступления в спор партнера:
- Факторы, препятствующие успешному воздействию на партнера:
- Правила, способствующие успешному взаимодействию.
- Обращения
- При приеме на работу
- Четыре правила для создания положительного первого впечатления
- Семь возможностей испортить первое впечатление
- Деловое общение посредством визитной карточки