М.М. Слинкин, профессор
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс "Этики делового общения". Оно может быть так же использовано при изучении дисциплины "Дипломатический этикет и протокол", нормы и положения которого легли в основу современного делового этикета, рассмотренного в третьей главе пособия. С учетом специфики ряда факультетов ТЭИ, в первую очередь востоковедения и европейских языков и литератур, пособие дополнено главой "Национальные особенности делового общения".
Содержание:
1.Введение
Этика в экономике
Тема 1. Этические факторы в экономике
1.1.Рынок и этика
1.2.Бизнес и нравственность
1.3.Этические ценности в производственной деятельности
1.4.Этика в коммерции
Тема 2. Этика управления
2.1.Управленческая этика
2.2.Конфликты, их предупреждение и разрешение
Деловая этика
Тема 3. Деловое общение
3.1.Общие положения
3.2.Влияние личностных качеств на общение
3.3.Диалоговое общение
3.4.Групповые формы делового общения
3.5.Общение по телефону
Тема 4. Деловые беседы и переговоры
4.1.Общие положения
4.2.Этика и психология деловых бесед и переговоров
4.3.Деловой завтрак, обед, ужин
4.4.Особенности общения через переводчика
4.5.Визитные карточки
Деловой этикет
Тема 5. Этикет в деловом общении
5.1.Общие положения
5.2.Представления, знакомства, приветствия
5.3.Деловой костюм
Тема 6. Этикет на официальных мероприятиях
6.1.Виды приемов
6.2.Выбор вида приема, составление списка приглашенных и рассылка приглашений. Ответ на приглашение
6.3.Прибытие на прием, встреча гостей, рассадка за столом
6.4.Тосты и беседы за столом
6.5.Уход с приема и проводы гостей
Тема 7. Деловая переписка
7.1.Требования к деловой переписке
7.2.Форма делового письма
7.3.Составные части делового письма
Национальные особенности делового общения
Тема 8. Особенности характера и отличия в поведении народов Запада и Востока
8.1.Черты характера и особенности поведения народов Европы
8.2.Система моральных установок и иерархия ценностей народов Востока
8.3.Деловой этикет в некоторых странах Азии
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Введение
Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихся обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке. В последнее время для характеристики всего комплекса вопросов, связанных с поведением людей в деловой обстановке, а также в качестве названия теоретического курса, посвященного их изучению, используется составной термин "этика делового общения". Выбор этого названия не случаен. Оно достаточно полно отражает и конкретизирует предметную специфику курса. Остановимся на его первой составляющей - этике. Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек, и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая направленность этики, ее проникаемость во все сферы бытия, за что она и получила название "практической философии". Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Отсюда следует дальнейшее уточнение предмета курса, а именно его соотнесенность только с такой формой человеческого взаимодействия, как деловое общение. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Особое значение эта форма регуляции деловых отношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за хозяйственной и иной деятельностью людей.
- М.М. Слинкин, профессор
- Этика в экономике Тема 1. Этические факторы в экономике
- 1.1. Рынок и этика
- 1.2. Бизнес и нравственность
- 1.3. Этические ценности в производственной деятельности
- 1.4. Этика в коммерции
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Этика управления
- 2.1. Управленческая этика
- 2.2. Конфликты, их предупреждение и разрешение
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Деловая этика Тема 3. Деловое общение
- 3.1. Общие положения
- 3.2. Влияние личностных качеств на общение
- 3.3. Диалоговое общение
- 3.4. Групповые формы делового общения
- 3.5. Общение по телефону
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Деловые беседы и переговоры
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Этика и психология деловых бесед и переговоров
- 4.3. Деловой завтрак, обед, ужин
- 4.4. Особенности общения через переводчика
- 4.5. Визитные карточки
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Деловой этикет Тема 5. Этикет в деловом общении
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Представления, знакомства, приветствия
- 5.3. Деловой костюм
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 6. Этикет на официальных мероприятиях
- 6.1. Виды приемов
- 6.2. Выбор вида приема, составление списка приглашенных и рассылка приглашений. Ответ на приглашение
- 6.3. Прибытие на прием, встреча гостей, рассадка за столом
- 6.4. Тосты и беседы за столом
- 6.5. Уход с приема и проводы гостей
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. Деловая переписка
- 7.1. Требования к деловой переписке
- 7.2. Форма делового письма
- 7.3. Составные части делового письма
- Контрольные вопросы и задания
- 8.2. Система моральных установок и иерархия ценностей народов Востока
- 8.3. Деловой этикет в некоторых странах Азии
- Контрольные вопросы и задания
- Рекомендуемая литература
- Примеры фраз, которые могут составить основу делового письма
- Образцы оборотов-скрепов
- Примеры концовок писем (без приветственного заключения или формулы вежливости)
- Приложение 5 наиболее распространенные формы обращения в деловой переписке (английский язык)
- Приветственное заключение (формула вежливости)
- Приложение 6 кинесика