logo
____Слинкин М

1.2. Бизнес и нравственность

Бизнес (англ. business - дело, занятие, коммерческая дея-тельность) - любой вид деятельности, приносящий доход, прибыль. Отсюда бизнесмен (англ. business man) - человек, занимающийся бизнесом, предприниматель, коммерсант. Существует и более широкое понимание термина "бизнес" как профессии, дела, которым занят человек. Однако в контексте рассматриваемой темы мы остановимся на первом значении этого термина. Итак, субъектами бизнеса или приносящего доход дела являются с одной стороны деловые люди, предприниматели, коммерсанты, с другой - потребители, клиенты, покупатели. Система отношений между ними и представляет собой рынок, в регулировании которого, как было отмечено в предыдущем параграфе, большое значение приобретают этические требования. В условиях цивилизованного рынка ряд достаточно жестких требований предъявляется и к субъектам предпринимательской деятельности. Среди моральных качеств, которыми должны руководствоваться бизнесмены наиболее важное значение имеют честность (включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам), благородство (самоотверженность, верность идеалам, мужество, великодушие и др.), бережливость (экономное и целесообразное использование средств, противопоставляется неоправданной роскоши, бесхозяйственности). В отсутствии жесткого контроля государства над экономической деятельностью перечисленные нравственные нормы становятся важнейшими регуляторами деловых отношений и конкурентной борьбы. "Действовать отмеченные нравственные нормы могут в условиях массового осознания того, что клиент, покупатель также необходим бизнесмену и предпринимателю, что от успеха, прибыли последних в немалой степени зависит и благополучие рядовых людей. В странах с развитой рыночной экономикой и демократией большинство населения понимает, что чем богаче предприниматели, тем больше от их богатства в виде налогов уйдет на социальные программы. Конечно, социальное неравенство нарушает комфортность существования многих людей, но не настолько, чтобы не понять то, что лучше жить достаточно обеспеченным при социальном неравенстве, чем бедным в равенстве с другими." (Браим И. Этика делового общения. - Минск, 1996. - С. 10.)