logo search
Etika_vasinoy_uchebnik

5. Правила дарения и получения подарков

В деловом общении подарки – это способ улучшить деловые связи, продемонстрировать благожелательность. Он не должен скрывать корыстные цели и ставить партнера в обязывающее положение.

Если Вы не знаете партнера, то подарок может быть расценен как выражение:

- вашей зависимости;

- того, что вы хотите чего-то добиться от партнера;

- то, что даримая вещь вам не нужна.

Поэтому деловой этикет регламентирует стоимость подарков. В США президент не должен принимать подарки стоимостью выше 100 долларов.

Поводы дарения:

- личные, связанные с событиями в личной жизни сотрудника: праздники (день рождения, вступление в брак, рождение ребенка, получение диплома), юбилейные даты, уход на пенсию;

- общемировые праздники (Новый год, Рождество и др.);

- государственные праздники (День защитника отечества и др.);

- деловые встречи с партнерами;

- юбилейные даты в жизни организации.

Подарки делают:

- сотрудники – руководителю,

- сотрудник – сотруднику,

- коллеги – сотруднику,

- руководитель - секретарю,

- организация – сотрудникам,

- фирма – фирме.

В подарке важны упаковка, гравировки и монограммы.

Повторение подарка (кроме спиртных напитков) – нарушение этикета.

Слишком дорогой подарок рекомендуется отклонить со словами: «Простите, но принять такой подарок я не могу».

Согласно деловому этикету принято дарить:

- авторучки;

- записные книжки, ежедневники, блокноты, деловые календари;

- декоративные вазы, кофейные и чайные чашки, бокалы;

- фотоальбомы, рамки для фотографий;

- гравюры, эстампы, небольшие картины;

- книги (подарочные издания), справочники, словари;

- коробки конфет, цветы;

- марочные вина и коньяки.

В выборе подарка должны учитываться вкус и интересы того, кому он предназначен.

Иностранным деловым партнерам можно дарить подарки, имеющие национальный колорит.

Не рекомендуется дарить:

- иконы;

- часы, зеркала, ножи (считаются плохой приметой);

- галстуки, ремни, рубашки, сумочки и т.п. (это подарки только для близких людей).

В деловом общении с иностранными партнерами при первой встрече:

- подарки вручают хозяева, а не гости,

- делают это строго по рангам, особенно в отношениях с японцами, китайцами, корейцами.

В Великобритании принято дарить календари, записные книжки, зажигалки, фирменные авторучки, на Рождество – алкогольные напитки. Дорогие товары рассматриваются как средство давления.

Финляндия. На Новый год в этой стране принято поздравлять своих друзей и коллег. Лучше, если это будет красивая открытка. Если подарок, то недорогой. Это могут быть предметы народных промыслов: подносы, шкатулки, игрушки и т.д., а также черная и красная икра, водка.

В Германии подарки в деловом общении не приняты.

Турки любят и дарить, и получать подарки. Любой прием завершается вручением сувениров. Это, как правило, «плакеты» - бронзовые или латунные таблички с эмблемой фирмы и памятной надписью, упакованныев бархатные коробки-подставки. Подарите и вы памятный знак фирмы.

По возвращении домой необходимо поблагодарить принимающую сторону, даже если визит был неплодотворным.

Деловой этикет регламентирует и форму дарения:

- при вручении подарка нужно произнести поздравительные слова соответствующего содержания;

- в знак особого уважения и внимания подарок обычно вручается двумя руками с легким поклоном (кроме мелких предметов);

- принимается подарок также двумя руками;

- при получении подарка необходимо вскрыть упаковку тут же и выра-зить благодарность, а также восхититься подарком. Обратное – неуважение.