logo
Etika_vasinoy_uchebnik

1. Понятие и структура общения

Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого они обмениваются информацией, отношениями (симпатиями, антипатиями и др.) и деятельностью (навыками, умениями, результатами деятельности).

В общении выделяют три содержательных компонента: коммуникативный (информационный), перцептивный и интерактивный. Эти стороны единого процесса выделяются только в целях более детального их изучения; в реальном коммуникативном действии, в живом общении они существуют в единстве1.

Коммуникация.Термин «коммуникация» используется в широком и узком смыслах.

В широком смысле слова коммуникация – это общение, взаимодействие людей, а в узком – это процесс обмена информацией.

В общении обмен информацией обладает рядом особенностей (в сравнении с техническими системами). Коммуникация в процессе общения:

- Это активный обмен, в котором происходит не только обмен готовой информацией, но последняя создается, уточняется и развивается.

- В процессе коммуникации формируются общие смыслы сообщений, так как этот процесс предполагает:

а) понимание информации каждым участником общения и б) обратную связь.

- Зависит: а) от наличия сходной или единой языковой системы, б) от отношений между участниками коммуникации, в) от коммуникативной ситуации, от наличия или отсутствия коммуникативных барьеров (социаль-ных, политических, культурно-образовательных, имущественно-финансовых, возрастных, психологических); проходит сквозьсвоеобразные «фильтры» доверия.

- Оказывает влияние на поведение участников общения с целью изменения либо их поведения, либо их отношений, либо их самих.

Перцепция (восприятие) - это процесс восприятия партнерами друг друга.

Восприятие – целостный образ предмета как результат синтеза ощущений.Представители школы гештальтпсихологии (М. Вертгеймер. Е. Рубин. В. Келлер) выделили принципы, на основе которых ощущения объединяются в связанные единства. Это: фон, фигура, целостность, постоянство и осмысленность1.

Но восприятие человека человеком имеет свои особенности. Оно:

- включает, прежде всего, информацию о внешних как физических, так и поведенческих признаках человека;

- представляет собой восприятие не только физических характеристик(например, внешности человека), но и психологических: намерений, мыслей, целей, установок и т.д. партнеров по общению;

- активно, селективно (избирательно), т.е. зависит от качества и количества информации, имеющейся у субъекта восприятия о партнере, от личностных характеристик самого воспринимающего: от его прошлого опыта, ожиданий, установок, эмоций, целей коммуникации и др.;

- включает в себя не только когнитивный компонент, но и оценочный: субъект восприятия в процессе восприятия осуществляет оценку, интерпре-тацию действий, мотивации поведения и эмоционального состояния партнера

- регулятивно:

а) изменяет самого человека – субъекта восприятия;

б) способствует установлению взаимопонимания;

в) влияет на успех совместной деятельности.

Интеракция (взаимодействие) – это воздействие людей друг на друга, под влиянием которого происходят их взаимные изменения. В процессевзаимодействия происходит регуляция поведения людей, организуется и осуществляется их совместная деятельность.

Взаимодействие складывается из действий, которые

- взаимонаправлены,

- контактны,

- взаимосогласованы.

Выделяют два типа взаимодействия:

- Взаимодействие, ориентированное на обеспечение согласованных совместных действий (интеграцию, кооперацию, сотрудничество, компли-ментарность).

- Взаимодействие, ориентированное на рассогласование совместной деятельности (конкуренцию, соперничество, конфликт).

2. Виды общения. Специфика деловых отношений

Общение бывает:

- Формальным (функционально-ролевым) и

- Неформальным (интимно-личностным).

К формальному (функционально-ролевому) общению относятся деловое общение и общение в общественных местах.

Деловое общение, как и формальное в целом, – это:

- Несамоцельное общение: оно имеет предметно-целевое содержание, включено в различные виды профессиональной деятельности и подчинено их задачам; это не общение ради общения, оно нацелено на эффективное выполнение того вида деятельности, в рамках которого осуществляется.

- Общение, в котором обнаруживается взаимозависимость всех его участников в достижении целей организации и в реализации личных целей.

- Общение, участие в котором является обязательным, независимым от симпатий и антипатий людей. Характерная черта деловой коммуникации – обязательность контактов всех его участников.

- Общение, не требующее проявления индивидуально-личностных («лич-ных») отношений к партнеру, предполагающее «запрет» на «личные» отноше-ния и поступки: люди при этом говорят и делают не то, чтобы они хотели ска-зать или сделать, а то, что им предписано соответствующим видом деятельности.

- Общение, имеющее формальные ограничения и регламентируемое нормами и правилами поведения. Деловое общение - это общение по правилам, заданным социальной структурой, обеспечивающей соответствующий вид деятельности. Оно предполагает соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия, учет субординации участников деловых отношений, их должностных ролей, прав и обязанностей, а также правил делового этикета.

- Общение, в котором участники осуществляют коммуникативный контроль.

Деловое общение – это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию, осуществление или оптимизацию предметно-профессиональной деятельности.

Общение бывает:

- прямым – «с глазу на глаз», «face to face» (здесь и сейчас) и

- косвенным, когда коммуниканты разделены пространственной или временной дистанцией (там и потом).

Различают также:

- контактное общение (здесь и сейчас) и дистантное (там и потом);

- непосредственное общение («с глазу на глаз») и опосредованное (с использованием технических средств);

- устное и письменное;

- диалогическое и монологическое;

- межличностное, межгрупповое и массовое.