logo
Etika_vasinoy_uchebnik

«Можноли поподробнее…»

2. Эмпатическое слушание – это один из способов проявления сопереживания, сочувствия; его цель – уловить эмоциональное состояние партнера и обнаружить внимательное отношение к его переживаниям. Эмпатическое слушание помогает установить более глубокий контакт и способствует возникновению доверия между участниками делового общения.

3. Активное слушание направлено на получение информации, на ее адекватное восприятие и на признание говорящим того, что смысл его сообщения понят правильно.

Активное слушание осуществляется с помощью специальных техник, к числу которых относятся:

а) Перефразирование«эхо-техника».

Ее применение ведет к снижению напряжения, к налаживаниюконтакта и главное – к подтверждению соответствия сказанного и услышанного (и озвученного другими словами) текста. Обычносопровождается словами:

б) Развитие идеи – это либо логическое выведение следствий из предложений партнера, либо интерпретация причин его высказываний. Однако во избежание осложнений коммуникации, обусловленных поспешностью выводов или обидой партнера, которая может быть вызвана диагностикой его мотивов, следует проявлять особую осторожность в представлении своих заключений.

Нельзя делать однозначных выводов:

Лучше сказать:

в) Резюме. Эта тактика позволяет в краткой форме сформулировать суть сделанных собеседником утверждений.

г) Сообщение о восприятии другого («отражение чувств»): это сообщение партнеру о восприятии его эмоционального состояния:

д) Сообщение о собственном самочувствии:

е) Расспрашивание, в отличие от косвенных вопросов, содержит прямой запрос на информацию. Но при этом существует опасность потерять установленный контакт и спровоцировать эмоционально напряженную ситуацию. Преодолеть напряжение можно, объяснив цель задаваемых вопросов и выгодность ответа на них для самого партнера1.

Трудности эффективного слушания: