6. Культура деловых разговоров по телефону
«Телефон – самая большая помеха среди удобств и самое большое удобство среди помех» (Р.Линд). Подсчитано, что более 70% бизнес-коммуникаций осуществляется по телефону.
Телефонные беседы имеют ряд преимуществ:
- поддерживают непрерывность отношений;
- позволяют быстро захватить внимание человека;
- помогают экономить время: продуманные разговоры по телефону значительно короче, чем личные, что позволяет выглядеть более деловым человеком;
- сохраняют визуальную анонимность: возможность оставаться невиди-мымповышает авторитет;
- обеспечивают легкость контроля: при помощи умения задавать вопросы проще брать инициативу в свои руки.
В разговоре по телефону следует учитывать его особенности. Поэтому он:
- не должен быть бесцеремонным вмешательством в работу тех, кому звонят, не должен нарушать деловой ритм их деятельности;
- должен быть по возможности кратким, длиться в среднем 3-5 минут;
- должен компенсировать вокальными средствами отсутствие визуального компонента;
- должен учитывать воздействие на восприятие речи технических средств.
1. Поэтому к беседе по телефону следует готовиться. В этой связи необходимо:
- Правильно выбрать время для звонка. Хотя часто этот вопрос решается конкретно, с учетом особенностей деятельности той или иной организации, тем не менее, наиболее удачным временем для телефонного звонка считается: 8-9.30, 13.30-14, после 16.30. В других случаях разговор затягивается: длительность удваивается, в 50% случаев абонент не поднимает трубку.
Если есть возможность, то лучше согласовать время телефонного разговора: выяснить, когда удобно звонить партнеру, и проинформировать своих партнеров о том, когда они могут звонить вам.
- Четко сформулировать цель телефонного звонка, его возможные последствия.
- Подобрать материал, который может потребоваться в процессе обсуждения, сформулировать аргументы и т.д.
2. Начиная деловой разговор, следует:
звонящему:
- представиться и назвать цель звонка;
- спросить о наличии времени. Создайте значимость клиенту – спросите, удобен ли момент для разговора или как-то еще покажите, что Вы цените рабочее время; попросите уделить внимание. Допускайте, что люди в момент вашего звонка заняты, и спрашивайте, насколько возможен разговор.
- произнести уже первые слова четко и медленнее, чем последующие;
- высказать просьбу пригласить нужного вам человека;
- повторить приветствия и представление;
- показать собственную заинтересованность в беседе, например, словами: «Я рад, что до Вас дозвонился»;
принимающему звонок:
- снять трубку до 4-го звонка: на первый звонок – отвлекитесь, на второй – настройтесь на прием, на третий – мысленно подготовьте первые фразы.
- определить первые 10 слов в телефонном разговоре с учетом специфики деятельности компании. Такими словами должны быть:
слова-приветствия, которые произносятся так, чтобы звонящий почувствовал, что его звонку рады;
слова-представления компании и поднявшего трубку. Звонящий должен быть уверен, что попал туда, куда ему нужно;
слова-приглашения к сотрудничеству. «Профессионализм деловогообщения по телефону заключается в умении понравиться с первого слова»1;
- выяснить, если собеседник не представился, с кем говорите;
- сделать паузу после приветствия и дать возможность сказать собеседнику, почему он позвонил;
- не заставлять звонящего ждать «на телефоне», оперативность ответа на звонок – составляющая качества обслуживания.
2. Вести разговор на всем его протяжении необходимо:
- в среднем темпе - 120 –150 слов в минуту;
- четко проговаривая слова и фразы, не заставляя собеседника переспрашивать;
- с доброжелательными интонациями, не допуская интонаций безразличия или превосходства;
- регулируя громкостьречи, как будто человек сидит рядом. Громкое говорение считается «дурным тоном». При этом следует помнить, что хороший телефонный аппарат усиливает громкость.
- более тщательно артикулируязвуки и формулируя мыслиграмматическиправильно.
3. Во время основного этапа беседы рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Излагайте суть дела ясно, кратко и точно.
- Внимательно слушайте, подавайте сигналы слушания «да», «ясно», «понятно», «интересно», «согласен», «так», не перебивайте собеседника.
- Кратко записывайте важную информацию, повторяя вслух ключевые моменты и произнося слово «записываю», чтобы у звонящего создавалось впечатление, что он говорит не в пустоту.
- Всегда предупреждайте звонящего, что собираетесь его с кем-то соединить
- Задавайте вопросы, чтобы направить разговор в нужное русло: «Можно уточнить?», «Позвольте спросить?».
- Если вам задали вопрос, то сначала сделайте уместный комплимент или покажите, что поняли смысл вопроса, потом предложите всю необходимую информацию и добавьте доброго участия
- Никогда не обещайте того, что не сможете сделать.
- Проявляйте уважение и дружелюбие, подчеркивайте значимость Вашего собеседника.
- Старайтесь решить проблему самостоятельно, не отправляя звонящего от одного сотрудника к другому.
- Если Вы не располагаете запрашиваемой информацией, то:
переадресуйте звонок сотруднику, владеющему исчерпывающей информацией по соответствующему вопросу;
спросите, можно ли перезвонить сразу же, как только будет получена необходимая информация;
если ответ можно найти быстро, то выясните, может ли собеседник подождать у телефона;
после сообщения требуемой информации извинитесь перед звонящим за то, что заставили его ждать.
- Если нужного человека не оказалось на месте, то:
звонящий может попросить передать ему информацию о звонке и просьбу позвонить по названному номеру телефона;
принимающий звонок может попросить звонящего оставить номер телефона, по которому ему можно будет позвонить.
- В процессе разговора периодически улыбайтесь: собеседник это почувствует.
- Старайтесь не употреблять слово «подождите», заменяйте его другими выражениями:
«Вы не могли бы подождать?»
«Одну минуточку, пожалуйста»
«Пожалуйста, не вешайте трубку»
«Сейчас посмотрю, что для вас есть».
- Если вам звонят по другой линии:
помните, что преимущество имеет первый позвонивший;
извинитесь перед первым; ответьте второму, сказав, что Вы разговариваете по первой линии, и пообещайте ему перезвонить сами или назначьте время звонка. Спросите, может ли он подождать, и поблагодарите при согласии. Вернитесь к первому.
- Никогда не держите звонящего в режиме «ожидания» более 1 минуты.
- Оптимизировать разговор могут помочь следующие приемы:
в ответ на настойчивость клиента также проявляйте настойчивость, но будьте «на шаг сзади», т.е. чуть менее решительны;
чаще пользуйтесь «закрытыми» вопросами, чтобы контролировать ход разговора.
- Если вам позвонили за несколько минут до предстоящей деловой встречи, попросите человека перезвонить в более удобное время.
- Если вы ожидаете важный звонок, то извинитесь за необходимость прервать разговор, пообещайте, что обязательно позвоните в другое время, и повесьте трубку.
- Если вас попросили подождать у телефона, вы можете повесить трубку после минутного ожидания. Это заставит другую сторону задуматься над своими действиями.
- Деловой телефонный разговор партнеров, имеющих между собой хорошие отношения, может начаться с неформальных моментов. Но на них не стоит задерживаться. Бизнес-этикет разрешает вежливо прервать их обсуждение со словами: «Я думаю, что нам стоит перейти к делу, давай обсудим…», «Я вынужден прервать разговор, так как через 5 минут время встречи с…».
4. Завершение телефонного разговора предполагает:
- подведение итогов;
- создание «мостика» для будущих разговоров или встреч;
- использование при этом таких фраз, как:
«До свидания, спасибо за звонок»;
«Спасибо за заказ»;
«Звоните нам в любое время»;
«Я рад, что мы смогли помочь Вам»;
«Было приятно поговорить с Вами»;
«Если у Вас возникнут вопросы, пожалуйста, звоните»;
- краткое резюме разговора, в котором сообщите, что будет сделано по результатам беседы;
- выражение благодарности за звонок.
Первым трубку кладет тот, кто позвонил.
5. После завершения телефонной беседы:
- желательнопроанализироватьее содержание;
- старайтесь соблюдать взятые на себя обязательства;
- всегда перезванивайте, если обещали это сделать, или если звонок исходил от Вас, но разговор был прерван.
Однако правила телефонных бесед не всегда соблюдаются. Кроме того, сотрудники в разговоре могут непреднамеренно использовать высказывания, которых рекомендуется избегать, так как они могут изменить в худшую сторону отношение к организации. К числу таких высказываний относятся:
- «секундочку-минуточку…»;
- «я не знаю»;
- «не могли бы Вы…»; «если бы Вы…»;
- «он, наверное, пьет кофе (курит)»; «господин Иванов пошел к врачу»; «я скажу, чтобы он перезвонил»; «пожалуйста, перезвоните»;
- «наверное, ваш заказ уже исправили»; «вероятно, ваш заказ будет готов в среду»;
- «нет»;
- «мы не можем этого сделать»;
- «могу ли я вам помочь» вместо «чем я могу вам помочь», «с кем я разговариваю» вместо «могу я узнать, кто говорит», «скажите, пожалуйста, кто говорит»
- Будьте доброжелательны, но точны и прямы в своих высказываниях.
- Будьте вежливы.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите специфику и роль современного делового этикета.
2. Каковы правила приветствий и представлений в деловом общении?
3. Охарактеризуйте основные стили деловой одежды
4. Какова цветовая гамма женской деловой одежды?
5. Каковы особенности мужской деловой одежды?
6. Какие требования предъявляются к оформлению визиток?
7. Каким правилам подчиняется искусство делать и получать деловые подарки?
8. Какую роль играют подарки в деловых отношениях?
9. Как можно охарактеризовать культуру телефонных переговоров? Назовите основные правила беседы по телефону.
10. Каковы основные ошибки, совершаемые участниками телефонного разговора?
Основные понятия: этикет, светский этикет, деловой этикет, приветствия, представления, стиль деловой одежды, визитки, подарки, сувениры, деловые разговоры по телефону.
- Введение
- Тема 1 деловое общение: его сущность и функции
- 1. Понятие и структура общения
- 3.Функции делового общения
- 7. Перформансная
- 4.Структура коммуникативного действия
- А в Контекст
- Тема 2 речевая культура деловых отношений
- 1. Речевые формы делового общения и их специфика
- 2. Основные правила делового разговора
- 2. Правило качества информации, согласно которому необходимо:
- 4. Правило соответствия, которое выражается словами: «Не отклоняйтесь от темы».
- 1. Приказ, указание, команда:
- 4. Совет (несвоевременный совет), рекомендация, решение:
- 3. Слушание в деловой коммуникации
- 4. Посредством активного слушания достигается понимание проблем, обсуждаемых в процессе делового общения. Основные виды слушания: 1) нерефлексивное; 3) эмпатическое и 4) активное.
- «Можноли поподробнее…»
- 1. Перебивание.
- 9. Непрошенные советы.
- 5. Обратная связь в деловом общении
- 2. Направленной на действия, отношение и высказывания человека, а не на его личность.
- Тема 3 невербальные средства делового общения
- 1. Функции невербального поведения личности
- 2. Позы, жесты и мимика в деловом общении. Визуальный контакт как коммуникативный инструмент
- 3. Экстралингвистические и паралингвистические средства делового общения
- 4. Такесика и проксемика в деловой коммуникации
- 5. Знаково-символические аспекты делового общения
- 2. Тенденция связывать психические качества личности с особенностями внешности:
- 2. Психологическое влияние в практике делового общения
- 3. Манипуляция в деловом общении
- 4. Замечания и комплименты в деловой коммуникации
- 5. Психологические тактики делового общения Образ человека формируется в нашем подсознании в первые 60-90 секунд. Надежность визуального оценочного метода составляет около 80%.
- 6. Помните об улыбкекак о своеобразном мимическом знаке расположения.
- 3. Организация и проведение деловых совещаний
- 4. Переговоры как форма делового общения
- II. Преимущества переговоров «на чужой территории»:
- 5. Национально-культурные стили деловых переговоров
- 2. Люди везде учтивы с людьми учтивыми и везде хорошо относятся к тем, кто отличается достойным поведением и подобающими манерами.
- Тема 6 этика делового общения
- 1. Понятие деловой этики
- 2. Принципы и нормы деловой этики
- I. Этика делового общения «сверху – вниз»
- II. Этика делового общения «снизу – вверх»
- III. Этика делового общения «по горизонтали»
- 3. Этика бизнеса
- 5. «Будьте постоянным в семье и браке».
- 6. «Уважайте собственность других людей».
- Тема 7 деловой этикет
- 1. Понятие этикета, его особенности и основные функции
- 2. Деловой этикет – инструмент построения отношений.
- 3. Деловой этикет – составная часть корпоративной культуры компании.
- 2. Этикет приветствий и представлений
- 3. Деловая одежда: стили, функции, особенности
- 4. Визитки, их место в деловой коммуникации
- 5. Правила дарения и получения подарков
- 6. Культура деловых разговоров по телефону
- Список рекомендуемой литературы
- Содержание
- Надежда Николаевна Васина